Нервные расстройства и неврозы у детей – симптомы, причины, лечение. Синдром навязчивых движений у ребенка

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

READ
Скарлатина у детей – симптомы, лечение, профилактика, признаки

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

READ
Парапроктит: симптомы, фото, лечение. Операция при парапроктите

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

READ
Нитроглицерин: от чего помогает, показания и противопоказания

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Нервные расстройства и неврозы у детей – симптомы, причины, лечение. Синдром навязчивых движений у ребенка

Синдром навязчивых движений или детский невроз является довольно частым явлением, которое может появиться у ребенка в любом возрасте. Основные причины возникновения такого синдрома у ребенка – это влияние на его психоэмоциональное состояние негативной и неблагоприятной атмосферы в школе или дома. Кроме того, он может появиться у ребенка в результате слишком частых переутомлений, перенесенной сильной психологической травмы. Нужно отметить, что лечение синдрома навязчивых движений у детей представляет собой довольно сложный и длительный процесс. Однако перед тем, как начать эффективное лечение этого психоэмоционального расстройства у ребенка, для начала нужно убедиться в правильности поставленного диагноза, провести тщательную диагностику и комплексно изучить все возможные факторы, которые могут оказаться одной из главных причин возникновения этого состояния.

К факторам, которые способствуют к возникновению детского невроза, и который становится главной причиной появления однотипных навязчивых движений, также можно отнести постоянное эмоциональное напряжение. Оно опасно тем, что последовательно истощает нервную систему ребенка. Одна из причин возникновения такого психоэмоционального напряжения – это неблагоприятная домашняя обстановка для ребенка дома (частые ссоры родителей, слишком завышенные требования к ребенку).

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Главной причиной возникновения у детей синдрома навязчивых движений является наличие разного рода расстройств нервной системы. Расстройства такого типа могут проявляться в возникновении, вне зависимости от воли человека, однообразных и однотипных движений. Проявляться может синдром навязчивых движений у ребенка в 3 года, в 5 лет, в 6 лет и старше. Нужно отметить, что ребенку весьма сложно контролировать синдром навязчивых движений и в большинстве случаев он даже не осознает того, что периодически делает без особой причины одни и те же движения.

READ
Остеома берцовой кости и её лечение. Остеоид остеома — патогенез, симптомы и лечение

Навязчивые однообразные движения могут быть как непродолжительного характера, так быть и длительного типа. Навязчивые движения непродолжительного характера, как правило, могут появиться у ребенка в результате раздражительности, появления сильного стресса или усталости. Однако, если ребенок начинает постоянно повторять такие движения, то они постепенно становятся привычкой и сохраняются на довольно длительное время.

Большинство психологов считают, что основной причиной появления у детей синдрома навязчивых движений являются сильные психологические травмы. Довольно часто большинство родителей не придают особого значения той стрессовой ситуации, в которой пребывает ребенок, считая причины ее возникновения не такими уж и серьезными. Однако, нужно помнить о том, что детская психика является несформированной и детское мышление сильно отличается от мышления и мировоззрения взрослого человека. Поэтому, если ребенок находится в стрессовом или подавленном состоянии, с ним необходимо проводить беседы, постараться успокоить его или обратиться за помощью к детскому психологу.

Стоит отметить, что у детей, которые страдают синдромом навязчивых движений, может довольно часто возникать депрессивное состояние, которое проявляется в виде истерик или агрессивного поведения. При этом, всегда нужно помнить о том, что на психику ребенка оказывает очень сильное влияние обстановка и эмоциональный климат в доме. Слишком частые ссоры, скандалы или проявление насилия могут стать главной причиной появления серьезной психической травмы у ребенка, которая со временем и может стать основной причиной появления депрессий, асоциального поведения или возникновения невроза навязчивых движений.

К второстепенным факторам, которые также могут стать причиной возникновения у ребенка синдрома навязчивых движений, могут стать слишком частые переезды или смена места жительства. Ведь в результате переезда довольно часто меняется обстановка, распорядок дня или окружение. Это в свою очередь может стать одной из основных причин возникновения у ребенка невроза навязчивых движений. Необходимо отметить, что больше всего к возникновению такого недуга подвержены дети со слабой и нестабильной психикой.

Однако нужно отметить, что в некоторых случаях синдром навязчивых движений у ребенка может появиться не в результате перенесенной сильной эмоциональной или психической травмы. Например, если у кого-то из близких родственников присутствуют заболевания нервной системы или постоянные психологические расстройства, то при стечении определенных обстоятельств, эти проблемы могут начаться и у ребенка.

Также возникновение у детей синдрома навязчивых движений может быть связано с перенесенными инфекционными заболеваниями, сильными ушибами, травмами голоного мозга или может быть вызвано наличием патологий хронического характера сердечно-сосудистой системы.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ

В большинстве случаев родителям довольно трудно определить тип и природу возникновения навязчивых движений у ребенка, а тем более отличить это от признаков проявления какого-либо недуга. Однако при детальном рассмотрении данных явлений определить синдром навязчивых движений у ребенка весьма просто.

Часто навязчивые движения, появляющиеся у ребенка, ошибочно путают с так называемым нервным тиком. Однако нужно отметить, что нервный тик является неподконтрольным, автоматическим сокращением мышечных тканей и целой группы мышц организма, а причины его возникновения далеко не всегда связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. В отличие от нервного тика, возникновение навязчивых движений можно контролировать при помощи силы воли, и в большинстве случаев они появляются на фоне перенесенных эмоциональных травм или постоянного психоэмоционального дискомфортного состояния. К основным симптомам синдрома навязчивых движений, который может появиться у ребенка, можно отнести:

• частые и сильные моргания;

• постоянные однотонные движения (постукивания рукой, щелканье пальцами);

• взмахи руками или подергивание губами;

• несуразное покачивание головой;

• вырывание или обкручивание волос.

Довольно часто, у ребенка, у которого наблюдается синдром навязчивых движений, могут происходить существенные изменения в его поведении. Например, он может подходить к разным предметам только с одной какой-то стороны, тереть ладони перед тем, как сесть на кровать и так далее.

Внимание! Перечислить абсолютно всю симптоматику возникновения синдрома навязчивых движений у ребенка не представляется возможным. Это обусловлено тем, что у каждого ребенка признаки такого синдрома проявляются по-разному. Однако все симптомы такого состояние объединяет одно – постоянное возникновение раздражающих повторений какого-либо движения.

Если вовремя не обращать внимания и не предпринять соответствующие меры при возникновении такого невроза как появление навязчивых движений, то в результате ребенок может причинить вред своему здоровью, травмировать себя (сгрызать ногти, выдергивать волосы, прокусывать губы и так далее). Довольно часто такие неврозы могут сопровождаться внезапным появлением вспышек истерии, которых раньше у ребенка никогда не было.

READ
Флуконазол - 19 отзывов, инструкция, аналоги, цена 10 руб

Как проявляется синдром у детей в разном возрасте? Несмотря на тот факт, что синдром навязчивых движений у детей в большинстве случаев имеет практически одни и те же признаки, которые проявляются в бессмысленных, часто повторяющихся движениях, но все же причины возникновения этого состояния у детей в разном возрасте могут иметь совершенно разную природу и проявляться по-разному. Кроме того, способы лечения этого состояние у детей в разном возрасте имеют некоторые отличия.

СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В 1-3 ГОДА

В первые 3 года жизни ребенок только начинает постигать окружающий мир. Вне всякого сомнения, психика ребенка уязвима к воздействию внешних неблагоприятных раздражителей в любом возрасте, вплоть до достижения человеком совершеннолетия и ее полного и окончательного формирования. Поэтому для того, чтобы избежать возникновения у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет синдрома навязчивых движений, необходимо оградить его от разного рода стрессовых ситуаций.

Стоит отметить, что именно в этом возрасте детская психика особенно восприимчива к воздействию внешних раздражителей. В результате получения сильных стрессов и эмоциональных раздражений в этом возрасте, у ребенка могут начаться такие проявления синдрома навязчивых движений как частое беспричинное покашливание, отсутствие аппетита, беспричинные и резкие прокручивания головы.

СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В старшем возрасте ребенок начинает постепенно познавать окружающий его мир и начинает понимать, что происходит вокруг него. Для того, чтобы обеспечить нормальное развитие психики у ребенка в 3-6 летнем возрасте, необходимо создать вокруг него спокойную остановку и благоприятный эмоциональный климат.

Ведь в этом возрасте ребенок более всего подвержен появлению разного рода психоэмоциональных расстройств, которые могут плавно перейти к возникновению такого расстройства как синдром навязчивых движений. Главная причина возникновения этого синдрома у детей в 3-6 летнем возрасте связана перенесением постоянных стрессовых ситуаций и появлением необоснованных панических атак. Очень сильно на эмоциональное состояние ребенка в 6 летнем возрасте оказывает влияние домашняя обстановка и уровень социальных отношений в обществе. Например, если родители постоянно ссорятся и скандалят на глазах у ребенка, у него может из-за этого начаться продолжительная депрессия, которая может привести к расстройству психики.

СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ В 7 ЛЕТ И СТАРШЕ

В этом возрасте необходимо стараться помочь ребенку акклиматизироваться в обществе. Ведь акклиматизация в социуме довольно часто сопряжена с изменением обстановки и появлением новых внешних раздражителей, которые могут стать причиной возникновения у ребенка стрессовой ситуации, которая может стать причиной появления синдрома навязчивых движений. В 8 лет этот синдром у детей довольно часто появляется в виде сильного покусывания губ, обгрызании ногтей, выдергивании волос или непроизвольном, неосознанном частом повторении какого-либо одного движения, например кивания головой.

СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ

Перед тем, как обратиться к врачу при возникновении симптомов синдрома навязчивых движений у ребенка, родителям стоит попытаться определить природу и причину его появления. Очень важно при этом свести к минимуму возникновение негативных ситуаций и обеспечить для ребенка нормальные и комфортные условия для жизни.

В подавляющем большинстве случаев, появление такого синдрома у ребенка связаны с состоянием микроклимата внутри семьи. То есть если родители начинают часто конфликтовать между собой, то ребенок, таким образом, начинает реагировать на подобные конфликтные ситуации и показывать свое отношение к происходящему вокруг него.

Однако, если причины появления синдрома навязчивых движений у ребенка определить не получается, и они начинают приобретать хроническую форму, то этом случае, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

READ
Травы при цистите у женщин: список. Симптомы, профилактика и лечение цистита у мужчин

Навязчивые движения у ребенка

Ребенок вдруг начал постоянно повторять однообразные движения? Он грызет ногти, раскачивается или мотает головой без видимых на то причин? Навязчивые движения у детей – это достаточно распространенное явление, которое настораживает родителей. Как распознать синдром навязчивых движений? Что является его причиной, и какие дети наиболее подвержены синдрому?

Синдром навязчивых движений у детей

Зачастую навязчивые движения возникают у детей, которые подвержены стрессу, переживают сложный период адаптации в коллективе (например, в детском саду) или конфликты в семье. Но в некоторых случаях синдром возникает на фоне полного внешнего благополучия, казалось бы, беспричинно. В этих случаях особенно важно установить причину состояния и своевременно ее устранить.

Невроз навязчивых движений представляет собой не отдельно взятую болезнь, а целый комплекс нарушений психического и эмоционального плана. Эти движения не мотивированны, малышу не всегда удается держать их под контролем. Очень важно при возникновении синдрома обратиться за консультацией детского невролога, чтобы избежать последствий.

Причины навязчивых движений у детей

Навязчивые движения – это одно из многочисленных проявлений обсессивно-компульсивного расстройства. И причин, по которым они могут возникать существует достаточно много. Диагностику состояния осложняет еще и тот факт, что синдром навязчивых движений у детей малоизучен.

Чаще всего навязчивыми движениями страдают нерешительные, тихие дети, которые плохо справляются с переживанием страхов и сложных жизненных ситуаций. Такие дети более подвержены неврозам, они капризны, обладают плохим аппетитом и легко утомляются.

Основные причины навязчивых движений у детей:

  • Травмирующие психику ситуации: семейные конфликты, происшествия и т.п.
  • Пережитый сильный стресс или испуг
  • Постоянное непонимание со стороны взрослых
  • Резкое изменение привычного уклада жизни или распорядка дня.

Часто навязчивые движения путают с нервным тиком. Эти состояния довольно схожи, однако имеют разные причины.

Симптомы нервного тика у детей

Нервный тик – это быстрое сокращение мышц, которое невозможно контролировать. Он происходит из-за того, что мозг дает мышцам неправильную команду. Яркий пример нервного тика – непроизвольное моргание.

Навязчивые движения – это постоянное повторение какого-либо действия. Например, ребенок постоянно покашливает, шмыгает носом или закусывает губу. Повторение действий создает некую иллюзию покоя, что приносит незначительное удовлетворение нервной системе малыша.

Кстати! Модная современная игрушка – спиннер – это не что иное, как инструмент, благодаря которому можно повторять стереотипные движения. Именно в этом заключается секрет его популярности.

Основные признаки нервного тика у детей:

  • Причмокивание и громкое сопение
  • Щелкание языком
  • Громкое дыхание
  • Повторно произносимые ругательства
  • Гримасы или ужимки
  • Бесконтрольное движение век или мышц лица
  • Подергивание конечностями.

Причины недержания мочи у детей

У новорожденных малышей нервная система развивается постепенно, и поэтому процесс мочеиспускания они контролировать не умеют. Рефлекс вырабатывается обычно к 4-5 годам, однако этот процесс очень индивидуален. Обратить пристальное внимание на недержание стоит, если и при достижении 6-8 лет ребенок не может привыкнуть к горшку или туалету.

Наиболее распространенная причина недержания – психологическая травма. Даже ссора в семье или конфликт в детском саду могут спровоцировать нарушение в здоровье. Однако, существует ряд заболеваний и сбоев, сигналом которых может быть недержание, поэтому в случае его возникновения нужно обратиться за консультацией к врачу.

Причины энуреза могут отличаться в зависимости от пола и возраста ребенка. Кроме того, ночное и дневное недержание могут быть разного происхождения.

Недержание мочи у детей ночью и днем

Заболевания мочеполовой системы, недоразвитие волевой сферы, заболевания головного мозга и другое.

Гиперактивность или гиперопека со стороны родителей, нехватка внимания, стрессы и травмы, патологии головного мозга, вызывающие нехватку гормона роста, аллергия, воспалительные процессы почек и мочевого пузыря, недоношенность, травмы мозга и др.

Психологические травмы, слишком крепкий сон, обильное питье, инфекции мочеиспускательной системы, травмы, отставание в развитии.

Точную причину недержания мочи поможет становить только специалист, опираясь на результаты исследований.

Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом

Почему невроз у ребенка может развиться от компьютерных игр? В каких случаях это защита организма? Как проявляется болезнь в зависимости от возраста? Практический психолог Татьяна Шаранда отвечает на эти и другие вопросы, а также объясняет, с каким состоянием обязательно нужно идти к врачу и как научиться понимать свое чадо?

READ
Признаки ОРВИ у детей, первые симптомы, как распознать

Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
тренер образовательно-развивающих программ
руководитель психологического центра развития для детей и взрослых Educentr.by

Семья дает «старт» неврозу, компьютерные игры лишь передают эстафету дальше

— Я бы не сказала, что лишь длительное нахождение за компьютером провоцирует неврозы у детей. Скорее, это «лакмусовая бумажка» психологического климата семьи, которая и является основным источником заболевания.

Семья дает «старт» неврозу, а ближайшее социальное окружение (детсад, школа) передает «эстафету» далее. Так в упрощенной форме выглядит путь формирования невротической личности. В дальнейшем, создав семью, этот человек имеет большой шанс «наградить» своих детей отягощенной наследственностью.

Уход в виртуальный мир — это желание абстрагироваться от семейных проблем, которые ребенку решить не под силу.

У малышей невроз может проявляться в виде навязчивых страхов (боязнь темноты, монстров). Иногда наблюдается снижение аппетита, плаксивость, страх остаться одному, спазматические боли в области желудка. Дети постарше из-за недуга могут страдать невротическими тиками: покусыванием ногтей, сухим покашливанием, непроизвольными выкриками и энурезом.

— У старшеклассников в этом случае наблюдаются панические атаки и невротические тики, бессонница и социофобия. Невроз также может дополняться какой-либо зависимостью: игровой, никотиновой, пищевой.

— Как помочь детям справиться с такими состояниями?

— Невроз — это та болезнь, которая долгое время не проявляет внешних признаков. Она «долгоиграющая» и может идти с самого детства. Если с малышами проще, их контакт с родителями пока еще максимальный, то подросткам тяжелее. Им непросто самостоятельно, без помощи специалиста, найти причины страхов и избавиться от них.

Если исходить из общих рекомендаций, то всем без исключения подойдет физическая нагрузка, режим питания, активный отдых, массаж. Все это — действенные вспомогательные средства.

— Везде, в том числе и у нас в центре, применяется комплексный подход: когнитивно-поведенческая терапия, интегрированные психотехнологии, хромотерапия и ароматерапия.

— Считается, что невроз у ребенка может возникать даже в очень благополучной семье. К примеру, после сильного испуга. Испуг в компьютерных играх возможен?

— Безусловно. Компьютерные игры построены на эмоциональном захвате, на полном погружении в игру. У играющего исключается анализ происходящего, резко снижается критичность. Но мы не говорим об играх-головоломках или развивающих, нельзя смешивать все в одно целое. Запустить навязчивые страхи могут экшен, симуляторы, ролевые игры.

Сегодня часто бывает так, что у ребенка бывают проблемы с речью, но он отлично владеет компьютером, знает наизусть практически все мультфильмы, которые идут по телевизору.

— Начинаешь общаться с матерью малыша и понимаешь, что в то время, пока он занят просмотром очередного мультсериала, она проводит время в соцсетях. Встает вопрос: «С кем же все-таки надо работать в первую очередь?» Родители сами часто показывают пример своим детям. К сожалению, не всегда правильный.

Психолог говорит: еще российский коллега 20 века Николай Щелованов предупреждал, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, которые создаются при длительном влиянии интенсивных стимулов. То информационное давление, которому подвергаются дети, не рассчитано на психофизиологические возможности организма. Оно значительно превышает потенциал человека, а тем более ребенка. Это приводит к эмоциональным срывам. Пациентов с неврозами из-за перегрузки больше всего среди школьников. Ведь они, кроме ТВ и компьютера, постигают обязательную школьную программу. Специалист говорит, к сожалению, к ней в центр приходят именно такие дети и их большинство. Хотя болезнь может проявляться и раньше.

Развитие невроза не зависит от возраста

— Считается, что первые признаки невроза могут появиться в 3-4 года, когда идет «Я сам» и малыши отрываются от мам — идут «на работу» в детсад. Затем сложный период 6-7 лет — школа. Новая социальная роль, новый коллектив. Кроме того, к этому моменту ребенок уже наслушался много «ужасов» про школу. Так что он полностью «готов» вступить в период затяжного стресса.

READ
Токсический дерматит – причины, симптомы и лечение

Где-то к 12-13 годам количество страхов начинает уменьшаться. Подросток при адекватном развитии характеризуется большей свободой и независимостью. Наличие в этом возрасте большого количества страхов говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессии и указывает на наличие невроза.

Невроз — защита организма

— Невроз у ребенка — своеобразная защита организма. От чего? На этот вопрос должны ответить сами родители — и это будет первый шаг в профилактике заболевания. Болезнь обычно начинается с привычки невротическим, истерическим, депрессивным или психопатическим способами реагировать на ситуацию. А потому следующий шаг — научить детей выражать свои эмоции. Стереотипы неадекватного реагирования на ситуацию «утомляют» мозг, происходит сбой работы организма. Требуется подпитка витаминами и микроэлементами. Значит, изменяем рацион питания.

Далее — активные игры на свежем воздухе, бассейн и иппотерапия. Данный комплекс эффективен при неврозах.

И, пожалуй, самое главное: все перечисленные этапы ребенку рекомендуется проходить вместе с родителями.

— Чтобы научиться понимать свое чадо, нужно просто много общаться с детьми. Коммуникация должна вестись не через монолог и нотации. Лучше, если это будет диалог, где участвуют все члены семьи. Проходить он должен только в позитивном формате. Это не означает тотальную похвалу — ребенку нужна поддержка без излишних аплодисментов, но точная, корректная и к месту.

— Если все же не сложилось с пониманием, как узнать, что наступил час Х и нужно вести ребенка к специалисту?

— Это необходимо, если стали проявляться непривычные для ребенка эмоционально-поведенческие реакции (плаксивость, утомляемость, расстройство сна, двигательная расторможенность). Если на состояние малыша внимание родителей обращают воспитатели или педагоги. К примеру, когда есть конфликты в группе, крики, рыдания, падение на пол. Когда ребенок начинает часто и долго болеть, у него появляются навязчивые страхи, идеи, мысли, действия.

Специалист рекомендует вести малыша на прием к участковому педиатру. Тот, в свою очередь, назначит остальные визиты (невролог, психотерапевт, массажист, рефлексотерапевт). Чем раньше родители заметят проблему, тем счастливее будет малыш.

Тики и невроз у детей

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий.

Мельникова
Оксана Владимировна

Детский и подростковый врач-психиатр

Невроз и тики у детей

Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных движений, чаще рефлекторных (мигательный рефлекс при попадании и глаз инородного тела или при конъюнктивите; наморщивание лба при низко спускающихся волосах, облизывание губ при их сухости, вздергивание плечами и откидывание головы при появлении пугающего объекта перед лицом и т. п.), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер.

У больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении навязчивого движения, связанная с эмоциональным напряжением, которое усиливается при задержке этого движения.

В этиологии невротических тиков роль причинных факторов играют длительные психотравмирующие ситуации, острые психические травмы, сопровождающиеся испугом, местное раздражение (конъюнктивы, заболевания дыхательных путей, кожи и т.д.), вызывающее защитную рефлекторную двигательную реакцию, а также подражание тикам у кого-либо из окружающих.

В профилактике невротических тиков ведущее значение имеет нормализация внутрисемейных отношений, коррекция неправильных методов воспитания, устранение чрезмерно строгих требований к ребенку. Психотерапевтические мероприятия должны включать «семейную психотерапию», направленную на устранение или сглаживание тех или иных психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Симптомы

Симптоматика невроза навязчивых действий у детей и подростков выражается преимущественно в виде разнообразных навязчивых движений и действий. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики, а также относительно простые навязчивые действия.

Характер навязчивых тиков весьма разнообразен, чаще всего это мигания, наморщивание лба или носа, подергивания плечами, респираторные тики («шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание и т.п.). Внешне сходные непроизвольные движения часто наблюдаются у детей младшего возраста при различных расстройствах.

Навязчивые движения осознаются больными (исключая детей раннего и преддошкольного возраста) как чуждые, болезненные, как «дурная привычка». Дети школьного возраста часто стесняются своих навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их. Навязчивые тики не имеют признаков неврологической локальности (например, в виде четкого преобладания с одной стороны), которые нередко наблюдаются при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения. Навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующих ситуациях, в то время как в случае соматического заболевания они либо не меняются, либо даже ослабевают. Тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами, включая навязчивые страхи, опасения и др. Применение психотерапевтических мероприятий при навязчивых тиках часто дает эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.

READ
Элтацин: инструкция по применению, цена, отзывы врачей, аналоги

Характерной чертой более дифференцированных форм невроза навязчивых действий является неразрывная связь навязчивых действий с отрицательными эмоциональными переживаниями, в особенности с навязчивыми страхами (фобиями), что делает весьма условным разделение невроза страхов и невроза навязчивых действий.

Так, ребенок с навязчивым страхом заражения часто моет руки или потряхивает ими, школьник с навязчивым страхом получить плохую оценку за письменную работу навязчиво подчеркивает или обводит буквы, ребенок или подросток, испытывающий страх за собственное здоровье, здоровье родителей или чувство неопределенной тревоги («как бы чего не случилось»), выполняет те или иные защитные действия более условного, ритуального характера (прикасается определенное, чаще «магическое» число раз к тем или иным предметам, перешагивает через трещины в полу или на тротуаре, бросает взгляд в определенном направлении и т.п.). Защитные навязчивые действия элементарного характера более свойственны младшим детям. У старших детей и подростков чаще встречаются «символические защитные действия», включая различные сложные ритуалы.

Клиника невротических тиков, несмотря на разнообразие их форм, в целом довольно однотипна. Преобладают движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, а также респираторные тики. Локализация тиков в ходе заболевания может многократно изменяться. Со временем, особенно у детей школьного возраста, тики из психопатологически недифференцированных могут превращаться в навязчивые. Субъективно дети оценивают тики как своеобразную «привычку», нередко считают ее болезненной, хотя в отличие от больных с навязчивыми движениями (в том числе и навязчивыми тиками) обычно не пытаются активно преодолеть эту «привычку». Довольно часто невротические тики сочетаются с невротическим заиканием и энурезом.

Тики обычно возникают по типу непосредственной или несколько отставленной во времени от действия психотравмирующего фактора невротической реакции. В части случаев заболевание ограничивается относительно непродолжительной (до 3–4 недель) невротической реакцией в форме того или иного локализованного тика. Однако чаще такая реакция фиксируется, появляется тенденция к возникновению тиков иной локализации, присоединяются другие невротические проявления: неустойчивость настроения, плаксивость, раздражительность, эпизодические страхи, нарушения сна, астенические симптомы. Дальнейшее течение заболевания часто имеет рецидивирующий характер.

Различные органические гиперкинезы (хореические, хореиформные и др.) отличаются от невротических тиков своей насильственностью, невозможностью подавить их усилием воли, большим размахом движений, которые захватывают целые группы мышц и не являются столь локализованными, а также лишены компонента целесообразности, защитного характера. Иногда за невротические тики принимают элементарные мышечные подергивания (вздрагивания) при миоклонических пароксизмах у больных эпилепсией. При их отграничении следует иметь в виду, что миоклонические пароксизмы, как правило, наблюдаются не постоянно, движения при них не носят защитного характера, не могут быть подавлены, нередко сопровождаются той или иной степенью изменения сознания.

Лечение тиков и неврозов у детей в центре «Феникс»

Лечение невротических тиков часто представляет трудную задачу. На этапе невротической реакции лечение более эффективно. Нередко тики ликвидируются при изъятии ребенка из психотравмирующей обстановки, например при помещении его в санаторий или направлении в детский лагерь. Психотерапевтическое значение может иметь создание у ребенка эмоционально заряженных новых интересов и увлечений (трудовые процессы, работа в кружках, самодеятельность и т.п.). Часто довольно эффективны занятия спортом.

На этапе невротического состояния, при наличии фиксированных и распространенных тиков у детей школьного возраста могут применяться также гипносуггестия, аутогенная тренировка. Вместе с тем на этом этапе важное значение приобретает медикаментозная терапия. Для купирования сопутствующих общеневротических расстройств, в частности аффективных нарушений, устранения эмоционального напряжения назначают транквилизаторы и другие седативные препараты. Полезно также применение лечебной физкультуры и ритмики.

READ
Спаечная болезнь кишечника — симптомы, лечение и диета

Детские и подростковые психиатры центра «Феникс» осуществляют обследование и лечение пациентов с различными видами тиков. Мы помогаем людям более 30 лет. Наша практика обширна, уникальна и проверена годами.

Нервные расстройства и неврозы у детей – симптомы, причины, лечение. Синдром навязчивых движений у ребенка

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте, продолжайте лечение фенибутом 0,5т 3р в день до 3 месяцев, пирацетам и нооклерин не надо, желательно временно уйти на домашнее обучение

фотография пользователя

Можно принимать до полугода. Если неплохо переносится тералиджен, можно добавить и его. Какие-то клинические обследования делали?

Людмила, нет. ээг несколько раз. Ребенок активный развивался прекрасно, много друзей. К школе прекрасно адаптировался. На кружках много друзей. Общительный. В компании не замыкается, люди сами к нему тянутся. Не агрессивный, поэтому домашнее обучение пока не рассматриваем. Дети гораздо сложнее ходят в школу. Как сейчас его посадить. Да мы еще хуже сделаем. Нам еужен грамотный специалист который подберет пусть методом проб, подходящую терапию.

фотография пользователя

Желательно сделать МРТ головного мозга. Добавьте тералиджен 1/4на ночь прибавляя по 1/4каждые 3 дня до достижения дозы 1/2т 3р в день, до 3 месяцев

фотография пользователя

Здравствуйте, после чего началось?
Стрессы, скандалы в семье, дефицит внимания, болезни?
Начните анвифен и лёгкие Седативные (сироп эдас или зайчонок), режим дня.
Не водите пока в школу недели 2, попробуйте нормализовать психическое состояние.

Екатерина, стресс, тяжелый воспитатель была в садике, грубая. Морально издевалась. Перевели в другую группу все наладилось. Но тики остались с нами еще в то же время родился второй ребенок в семье.

фотография пользователя

Пытайтесь оградить ребёнка вниманием, заботой и любовью и не акцентировать на его тики внимание, пусть займётся чем он любит и конечно совместный труд и занятия с родителями.

фотография пользователя

Дети легче переносят стресс в отличие от взрослых, все наладится.
Главное исключить органическую патологию (ээг, Мрт мозга если травмы, ушибы, удары были, осмотр глазного дна у окулиста)

Екатерина, ээг делали, последний раз в январе этого года 2 часовой мониторинг. Эпиактивность не подивердилась.

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте.
Не акцентируйте внимание ребёнка на тике. Минимизируйте стрессы и психоэмоциональные перегрузки.
Фенибут можно принимать далее 125мг 3 р в день, добавьте сироп Эдас-306 по 1 чайной ложке 3 раза в день 1 мес.
С 1 сентября было хоть какое-то улучшение?

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Нооклерин обаладет возбуждающим дейсвием, зачем Вам его назначили не понятно.
Тики на самом деле большая проблема, хоть и в целом безопасная, проходящая, возрастная, очень сильно обостряется в школьный периол. Занятия с нейропсихологом обязательны. При таких выраженных тиках фенибут уже не назначаем, а назначаем, мы и психиатры – нейролептики, эта группа препаратов специально от подобного рода нарушений, немного может вызывать вялость первое время, но лечат ими тики и у детей в том числе. Тералиджен – то же легкий нейролептик. Так же используют Арипризол, но он очень дорогой, Рисперидон, Кветиапин, то есть я считаю стоит пробовать препараты из этой группы, к тому же подбирается индивидуальная минимально эффективная доза.
А пока можете пройти курс Фенибута 250 мг по пол таб утром и днем и 1 таб на ночь- 1 месяц.

Яна, подскажите, что можно противотревожное давать. Тики ещеи появляются после рыдания и истерики. Ребенок сам себя вгоняет в истерику.

фотография пользователя

Вот Фенибут – это и есть противотревожное. Можно сочетать его с Глицином 100 мг по 1 таб под язык 2 раза в день – 1 месяц.

фотография пользователя

Здравствуйте! Фенибут можно принимать и дальше 125 мг 3 рд до 1.5 месяцев; также совместно можно принимать сироп эдас-306 1 чл 3 рд 1 месяц. По возможности занимайтесь с нейропсихологом

фотография пользователя

Здравствуйте, я бы не рекомендовала пить нооклерин, он обладает возбужлающим действием, а тут нужен седативный препарат.
В данном случае хорошо подойдет минимальная лрща кветиопина,например 12.5 мн на ночь.

Ссылка на основную публикацию