Окружность головы ребенка по месяцам: таблица до года у мальчиков и девочек, нормы

Развитие детей

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

READ
Репешок обыкновенный фото,описание,противопоказания,рецепты

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

READ
Отит у беременных - особенности лечения и влияние на плод

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития

READ
Неспецифический уретрит у мужчин: причины и профилактика

Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

Физическое развитие ребенка до 1 года

Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— соотношение роста и массы.

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы :

Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

READ
Упражнения для глаз для улучшения и восстановления зрения

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.

Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies ® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies ® , комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

READ
Острый остеохондроз: как и чем можно снять симптомы обострения

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

Таблица окружности головы ребенка по месяцам

Таблица объема головы у детей по возрасту является незаменимым инструментом педиатра. Окружность головы ребенка — важный показатель развития малыша. Педиатр измеряет обхват головы ребенка на каждом приеме и сверяет с таблицей данные измерений.

Первое измерение делают, как только малыш родился. Педиатр повторяет такие замеры каждый месяц в течение года, затем достаточно измерять объем один раз в год. Все данные заносятся в карту пациента. Когда отклонения от норм небольшие, ничего страшного. Большой или маленький размер может быть результатом генетической предрасположенности. Но если измерения слишком отклоняются от табличных норм — это признак патологических процессов. Таблица окружности головы по месяцам, которой пользуются педиатры на осмотре малышей до года, разработана специалистами. По этим нормам врачи-педиатры сверяют полученные замеры и принимают решение о дополнительном обследовании, возможной помощи или коррекции развития ребенка.

Какие отклонения можно отследить по таким измерениям:

  • распознать развивающуюся инфекцию;
  • определить наличие патологий развития головного мозга;
  • распознать зарождающееся нервное расстройство.

Замеры позволяют заметить на ранней стадии отклонения и вовремя назначить правильное лечение.

Таблица обхвата головы у детей по возрасту

До того, как ребенку исполнится год, замеры проводят ежемесячно. В этом возрасте малыш стремительно развивается: наблюдения за физическим строением позволяют отслеживать все изменения и оказывать необходимую помощь, если она потребуется.

Таблица размеров головы у детей до года.
Возраст, в месяцах Средние нормальные показатели Допускаемые отклонения от нормы
При рождении 34-35 32-38
1 36-37 34-40
2 37-38 35-40
3 39-40 36-41
4 40-41 37-43
5 41-42 38-44
6 43-44 40-46
7 44-45 41-47
8 45 42-48
9 45-46 43-49
10 46-47 44-50
11 47 45-50
12 47-78 46-51

Следует учитывать, что таблица обхвата головы у новорожденных содержит усредненные значения. Не нужно паниковать, если у вашего ребенка они незначительно отличаются. Поговорите с педиатром, выскажите свои опасения. Обхват головы по возрасту ребенка — не единственный показатель, по которому определяют физическое развитие малыша. Важно рассматривать картину в целом, что и должен делать квалифицированный педиатр.

READ
Насколько опасен экссудативный перикардит для взрослых и детей, методы его лечения

Обхват головы: нормы для мальчиков и девочек

Мальчики быстрее растут, стремительнее развиваются физически. Измерения у девочек и у мальчишек будут немного различаться. Есть более «узкие» таблицы, учитывающие возраст ребенка и его пол.

Таблица размеров головы ребенка по возрасту у девочки.
Возраст (месяц) Среднее значение окружности головы (см)
1 36,6
2 38,4
3 39,9
4 41,1
5 42,2
6 43,2
7 43,9
8 44,3
9 45,3
10 45,6
11 46,0
12 45,9
Таблица размеров головы ребенка по возрасту у мальчиков.
Возраст (месяц) Среднее значение окружности головы (см)
1 37,3
2 38,4
3 40,9
4 41,9
5 43,2
6 44,2
7 44,8
8 45,4
9 46,3
10 46,6
11 46,9
12 47

У недоношенных малышей показатели будут отличаться от средних значений. Для них разработаны другие параметры измерения окружности. Обычно у таких деток в первые 3 месяца окружность увеличивается на 1,5-2 см в месяц, в период с 4 по 6 месяц — на 1-1,5 см в месяц, а с полугода идет прибавка на 0,5-1 см каждый месяц.

Отклонения от норм

Отклонение объема от нормы может быть признаком таких нарушений:

  • родовая травма;
  • гидроцефалия — слишком крупная голова с большим выступающим лбом, большими выпуклыми родничками, расходящимися швами, венозной сеткой, неврологическими нарушениями;
  • микроцефалия — слишком маленькая голова, маленький лоб, неврологические отклонения, закрытые роднички.

Важно помнить о том, что размер головы тесно связан с наследственностью. Нет поводов для беспокойства, если при отклонении от нормы:

Размер головы ребенка в зависимости от возраста: таблица с показателями окружности по месяцам

Каждый месяц на приеме у педиатра происходит измерение основных показателей нормального развития ребенка от рождения до года. К важным значениям относятся рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Врачу эти цифры дают возможность скорректировать уход за малышом, при необходимости направить его на дополнительное обследование.

Родители могут приобрести весы, ростомер и научиться самостоятельно производить измерения. Для здорового малыша такой необходимости нет, ему достаточно планового осмотра врача. Однако нужно знать, какие значения окружности головы для новорожденного относятся к норме, а какие нет, чтобы вовремя обратиться за консультацией специалиста.

Размер и форма головы у детей

У новорожденного малыша размер головы непропорционально большой, это видно невооруженным глазом. Он составляет третью или четвертую часть от общей длины тела. Для взрослого человека соотношение будет другим – одна восьмая или одна десятая. При этом череп у детей продолжает расти до 17 лет пропорционально телу.

Нормальная форма черепа новорожденного ребенка – округлая, возможны небольшие изменения, которые быстро исчезают при правильном уходе. У малышей, родившихся в результате кесарева сечения, деформаций не бывает, потому как через родовые пути они не проходят.

Специалист при осмотре черепа ребенка в роддоме обратит внимание на его форму, симметричность и размер. Продолговатая, вытянутая форма становится таковой в результате родов. Эта особенность считается нормальной до определенного момента и исчезает без посторонней помощи. Также у малыша могут быть незначительные мягкие шишки, гематомы, которые он приобретает в процессе своего рождения. Они проходят самостоятельно и никак не беспокоят ребенка в дальнейшем.

Важно ощупать головку ребенка. Специалистом оценивается целостность черепных костей, их плотность, отсутствие болезненности при пальпации. Обязательно осматриваются швы черепа и роднички, нельзя пропустить их размягчения.

Если есть незначительные изменения, врачи порекомендуют маме почаще переворачивать грудничка с одного бока на другой, чтобы он не находился долго в одном положении. Постепенно форма черепа придет в норму и будет расти пропорционально: кости еще очень податливы и хорошо поддаются коррекции без врачебного вмешательства.

Каким должен быть размер головы ребенка по возрасту? Существуют общепринятые медицинские показатели окружности головки у детей до года с разбивкой по месяцам. Они зависят не только от возраста, но и от пола малыша.

Для девочек:

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Новорожденный 30.3 31.5 32.7 33.9 35.1 36.2 37.4
1 месяц 33.0 34.2 35.4 36.5 37.7 38.9 40.1
2 месяца 34.6 35.8 37.0 38.3 39.5 40.7 41.9
3 месяца 35.8 37.1 38.3 39.5 40.8 42.0 43.3
4 месяца 36.8 38.1 39.3 40.6 41.8 43.1 44.4
5 месяцев 37.6 38.9 40.2 41.5 42.7 44.0 45.3
6 месяцев 38.3 39.6 40.9 42.2 43.5 44.8 46.1
7 месяцев 38.9 40.2 41.5 42.8 44.1 45.5 46.8
8 месяцев 39.4 40.7 42.0 43.4 44.7 46.0 47.4
9 месяцев 39.8 41.2 42.5 43.8 45.2 46.5 47.8
10 месяцев 40.2 41.5 42.9 44.2 45.6 46.9 48.3
11 месяцев 40.5 41.9 43.2 44.6 45.9 47.3 48.6
1 год 40.8 42.2 43.5 44.9 46.3 47.6 49.0
READ
Натрия хлорид для ингаляций небулайзером: назначение применение и противопоказания

Для мальчиков:

Возраст Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Новорожденный 30.7 31.9 33.2 34.5 35.7 37.0 38.3
1 месяц 33.8 34.9 36.1 37.3 38.4 39.6 40.8
2 месяца 35.6 36.8 38.0 39.1 40.3 41.5 42.6
3 месяца 37.0 38.1 39.3 40.5 41.7 42.9 44.1
4 месяца 38.0 39.2 40.4 41.6 42.8 44.0 45.2
5 месяцев 38.9 40.1 41.4 42.6 43.8 45.0 46.2
6 месяцев 39.7 40.9 42.1 43.3 44.6 45.8 47.0
7 месяцев 40.3 41.5 42.7 44.0 45.2 46.4 47.7
8 месяцев 40.8 42.0 43.3 44.5 45.8 47.0 48.3
9 месяцев 41.2 42.5 43.7 45.0 46.3 47.5 48.8
10 месяцев 41.6 42.9 44.1 45.4 46.7 47.9 49.2
11 месяцев 41.9 43.2 44.5 45.8 47.0 48.3 49.6
1 год 42.2 43.5 44.8 46.1 47.4 48.6 49.9

В таблицах показатели окружности головы приведены в сантиметрах. Эти значения разработаны ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ими руководствуются педиатры нашей и других стран. В норме в первые месяцы голова должна увеличиваться в объеме на 1,5-2 см. Начиная с 4 месяца, прирост будет меньше — около 1 см. с 6 месяцев нормальным считается прирост 0,5 см.

После года размер головы малыша каждый месяц уже не измеряют, потому как ее рост становится незначительным. За первый год жизни объем головы должен вырасти на 10-12 см.

Несущественные отклонения от приведенных показателей могут не указывать на аномалию развития, а являться индивидуальной нормой. Если педиатр не регистрирует патологию, то, скорее всего, нарушений нет. Для успокоения родители могут посетить другого специалиста.

Измеряя объем головы новорожденного, педиатр обязательно учитывает фактор недоношенности. Недоношенные новорожденные дети имеют крупную головку.

Почему нужно каждый месяц измерять размер головы?

С первых лет жизни дети попадают под пристальный контроль медиков. Это очень важно для раннего выявления заболеваний и нарушений развития. Для специалиста окружность черепа и грудной клетки, их соответствие возрасту ребенка имеют большое значение. Эти показатели могут указывать на болезнь или врожденную патологию. Замеры головы позволяют узнать, правильно ли развивается головной мозг, есть ли отклонения в работе центральной нервной системы. Эти данные соотносятся с другими возможными симптомами заболевания, общим состоянием здоровья.

Контрольными и показательными измерениями считаются те, которые были сделаны в возрасте 3 и 6 месяцев. Педиатр заносит результаты замеров в специальную таблицу и каждый раз сверяет их с таблицами норм ВОЗ. При подозрении на патологию он направит малыша на дополнительное обследование или на прием к узкому специалисту, как правило, неврологу или ортопеду. С 2-3 лет такие измерения уже не будут столь информативны, поэтому их проводят реже.

В чем отличия в размере головы между девочками и мальчиками?

Окружность головы новорожденного мальчика практически не отличается от таковой у девочки. По мере роста и развития мальчики начинают опережать сверстниц, показатели нормы для них будут выше.

Нужно брать в расчет и наследственность – некоторые мальчики рождаются на свет маленькими и с небольшой головой, как и их родители. Девочки же, напротив, бывают достаточно крупными, что не обязательно говорит о развитии у них патологии. Педиатр, оценивая состояние здоровья малыша, учитывает его индивидуальность и генетику.

Техника измерения обхвата головы

Для получения достоверного результата надо корректно провести измерение окружности головы. Для этого разработана специальная техника, включающая следующие шаги:

  • нужно положить ребенка на горизонтальную поверхность, лучше всего во время сна или в спокойном состоянии;
  • мягкой сантиметровой лентой измерить окружность черепа через лобные и затылочный бугры, ориентиром служат надбровные дуги.

Новорожденному малышу провести замер будет проще, потому что в 5-6 месяцев ребенок, скорее всего, будет вертеться и плакать. Маме нужно успокоить младенца, чтобы тот побыл в неподвижном состоянии в момент измерения.

READ
Экватор: инструкция по применению, способы применения, отзывы

Измерение окружности детской головы нужно провести максимально точно, для младенца имеют значение даже 1-2 миллиметра. Необходимо проследить, чтобы не было перекручивания ленты и слишком плотного ее прилегания. Желательно проводить измерения одной и той же сантиметровой лентой у одного доктора. Это позволит избежать искажения результата.

О чем могут говорить отклонения?

Незначительные отклонения от принятых норм объема головы для новорожденного допустимы. Родителям следует обеспокоиться, когда голова увеличивается в размере непропорционально, имеет неестественную форму или серьезно отличается от нормы по размерам.

Лучше проконсультироваться у другого специалиста, если участковый врач не видит нарушений, но есть сомнения относительно нормального развития ребенка.

Отклонения в форме головы могут говорить о рахите или гидроцефалии. Для них характерна выпуклость в лобной или затылочной частях. Диагноз рахит обычно ставят малышам в 3-4 месяца. При нем нарушается развитие костных тканей. Детский скелет не может правильно формироваться, потому как необходимые кальций, фосфор и витамин Д плохо усваиваются. Обнаружить рахит можно по следующим симптомам: плохое зарастание или набухание родничка, выпуклый лоб, непропорциональный рост головы, выпячивание живота и пр.

При гидроцефалии развиваются водянка головного мозга, повышенное внутричерепное давление и неврологические нарушения. Заподозрить патологию можно, когда размер головы больше нормального на 3-4 см, увеличен родничок, выпирает лобная кость, на головке различим рисунок вен, малыш беспокоен и часто плачет. Обычно это врожденная патология, доставляющая ребенку массу страданий, но на ранних стадиях она успешно лечится.

Увеличенный или маленький череп является признаком макроцефалии или, наоборот, микроцефалии. Микроцефалия приводит к задержке роста головного мозга и, как следствие, умственной отсталости. Увеличение черепа также сопровождается отставанием в психическом развитии и имеет крайне неблагоприятный прогноз. Большая голова характерна при повышенном внутричерепном давлении.

Иногда серьезное травмирование черепа происходит в процессе родов, и ткани головы отекают. Это случается, когда роженица не выполняет требований акушера или рожает самостоятельно, а также при экстренном кесареве сечении. Кости младенца сильно сдавливаются и деформируются. Своевременное лечение устраняет патологические изменения, в дальнейшем ребенок может жить полноценной жизнью. Обычно все нарушения у таких малышей бесследно проходят к году.

Очень важно регулярно посещать своего участкового врача в первые месяцы жизни ребенка и делать все необходимые замеры. Следует внимательно отнестись к назначенному педиатром лечению и обследованиям. Вовремя выявленное заболевание легче устранить, драгоценное время не будет потеряно.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Расти, расти, деточка

Полякова Ольга Владиславовна

Важные размеры

Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.

Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.

После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.

Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8–10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1–2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.

READ
Силимарин: инструкция по применению, дозировка, отзывы

Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.

Что влияет на рост

То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.

Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!

Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.

Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.

И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12–14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.

За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80–85 см, он имеет рост 78–80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.

Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.

Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!

Нормой для новорожденного считаются:

рост: от 46 до 56 см

Прибавка роста по месяцам:

1–3 мес: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)

3–6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)

6–9 мес: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)

READ
Рецепты лечения цистита пшеном. Как заваривать пшено при цистите?

9–12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста в 1 год:

70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12–14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8

На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.

Окружность головы ребенка по месяцам: таблица до года у мальчиков и девочек, нормы

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

Все внимание на голову ребенка!

Закрыть

телефон

2-211-211
(067) 431-12-11

question

Статьи:

Все внимание на голову ребенка!

Все внимание на голову ребенка! - MdClinic

Молодые мамы часто задаются вопросом: «Почему врач так тщательно измеряет голову и грудь ребенка в первые несколько месяцев»? О чем расскажут полученные данные врачу, рассказывает детский невролог медицинского центра «MDclinic», Назар Оксана Васильевна.

Почему так важно с рождения контролировать прирост окружности головы и груди у ребенка?

Величина окружности головы (ОГ) ребенка есть одним из основных диагностических критериев при оценке неврологического статуса. Величина ОГ зависит от гестационного возраста (срок беременности, когда родился ребенок), массы при рождении, роста и индивидуальных особенностей ребенка. При рождении она не должна превышать окружность грудной клетки на 1-2см. Нормальные размеры ОГ: 32-37см при рождении. Нормальный прирост головы в течение первых 3 месяцев – 1,5см в месяц. В дальнейшем до 12 мес. прирост головы в среднем составляет 1см в месяц. При нарушении нормального прироста головы необходима консультация детского невролога.

Влияет ли процесс родов на форму черепа? Могут ли деформации черепа рассказать врачу о нарушениях у малыша?

Во время родов происходит незначительная деформация черепа, которая предусмотрена природой для облегчения прохождения ребенка по родовым путям. Как правило, восстановление формы головы происходит в течение первой недели жизни. В норме форма головы имеет округлую форму. Различные деформации в процессе развития черепа, а также микроцефальная и макроцефальная форма головы требую дополнительного обследования ребенка с целью исключения патологии со стороны ЦНС.

Что такое кефалогематома? Влияет ли она на общее развитие черепа ребенка и в целом, а также как она отражается на умственных способностях малыша в будущем? Необходимо ли ее удалять и какой врач наблюдают за течением этого процесса?

Кефалогематома – это кровоизлияние под надкостницу костей черепа (чаще теменной кости) в результате тяжелых родов у матери. Вследствие того, что надкостница плотно сращена с костью, кефалогематома имеет ограниченный характер распространения.

При небольших размерах кефалогематомы необходимо наблюдение неонатолога или педиатра. При значительных размерах кефалогематомы необходима консультация нейрохирурга с последующей пункцией кефалогематомы.

Объем необходимой консультативной помощи и медицинских манипуляций решается неонатологом в роддоме, где родился ребенок. При наличии кефалогематомы у ребенка необходимо провести дополнительные методы исследования. При отсутствии других повреждений со стороны головного мозга и черепа, кефалогематома имеет благоприятный характер для последующего развития ребенка.

Оксана Васильевна, расскажите, о родничках и нормах их закрытия. Какие существуют первые признаки отклонений, которые должны насторожить маму?

Большой родничок располагается в месте схождения лобных и теменных костей. Средние размеры родничка при рождении: 2 на 3см. При очень маленьких размерах родничка необходимо наблюдение детского невролога. При очень больших размерах, напряженном и пульсирующем большом родничке также необходима консультация детского невролога. Сроки закрытия родничка у детей различные, в норме он должен закрыться до 18 мес. Наличие родничка больших размеров у ребенка старше 18 мес. может быть одним из признаков рахита.

Что такое гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС? Чем чревато несвоевременное лечение этой патологии?

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС у новорожденного возникает в результате перенесенной хронической гипоксии плода или же острой гипоксии (асфиксии) во время родов. Гипоксия – это нехватка кислорода. В зависимости от степени перенесенной гипоксии, у ребенка может быть различная клиническая симптоматика: от синдрома гипервозбудимости до грубых двигательных нарушений. Несвоевременная диагностика и лечение данной патологии может приводить к нарушениям развития ребенка.

Ссылка на основную публикацию