Олигофрения – что это за болезнь, степени, лечение, тесты

Олигофрения у детей

Олигофрения – что это за болезнь? Это устойчивое недоразвитие психики, которое возникает вследствие органических поражений головного мозга у детей. Олигофрения – это заболевание, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и в постнатальный период. Симптомы заболевания разнообразны. Олигофрения у детей проявляется в виде ухудшения интеллектуальных способностей, речевых, эмоционально-волевых, двигательных нарушений. Различные формы олигофрении являются полиэтиологическими, то есть, заболевание развивается, как следствие влияния негативных факторов на плод, генетических дефектов, травм головного мозга и некоторых патологий. Диагностика олигофрении у детей и оценка степени заболевания осуществляются путем всесторонней диагностики. Лечение осуществляется посредством устранения основной патологии, а также реабилитации и социальной адаптации детей. Согласно статистике, в развитых странах различными формами проявления олигофрении страдает примерно 1% населения. 85% пациентов имеют легкую стадию умственной отсталости, 10% – среднюю, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую. Чаще всего олигофрения развивается у мальчиков. Ее выявляют к моменту начала обучения в школе или же после ее окончания, то есть в 6-7 и 18 лет. Тяжелые степени олигофрении могут диагностировать уже в первые годы жизни. Для более легких степеней проявления олигофрении диагностика в раннем возрасте сильно затруднена. Лечением патологии обычно занимаются психиатры, психоневрологи, логопеды, дефектологи и олигофренопедагоги.

Симптомы олигофрении

  • Нарушение абстрактного мышления.
  • Задержка психического развития всесторонняя.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные.
  • Внимание рассеянное.
  • Память ослаблена.
  • Задержка личного развития.
  • Задержка физического развития

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.

Всесторонняя задержка психического развития– она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.

Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.

Внимание рассеянное. Олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.

Память ослаблена. Однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.

Задержка личного развития. Проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.

Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

Специалисты

  • Психиатр
  • Дефектолог
  • Олигофренопедагог
Записаться на прием

Классификация олигофрении

Классификация олигофрении осуществляется в зависимости от причин, которые ее вызвали. На данный момент выделяют четыре формы развития олигофрении:

  1. Первая. Развитие олигофрении происходит из-за наследственного фактора. В данном случае дефективные гены есть у родителей больного. Как правило, олигофрению такого рода сопровождают синдром Дауна, микроцефалия, психическое недоразвитие, которое происходит на фоне тяжелых заболеваний костей и кожи детей.
  2. Вторая. К данной классификации относят различные фето- и эмбриопатии. К олигофрении такого рода причисляют психические недоразвития, которые появились вследствие негативных факторов, влияющих на плод. К ним относятся различные инфекции в период беременности и гемолитические болезни эмбриона.
  3. Третья. Это олигофрения, которая возникла вследствие родовой травмы, гипоксии плода, энцефалита, менингита или ЧМТ, перенесенных детьми в возрасте до трех лет.
  4. Четвертая. В эту классификацию входит олигофрения, которую вызвало прогрессирование врожденных патологий, например, дефектов развития мозга или заболеваний эндокринной системы.

Степени олигофрении

Различают три степени олигофрении в зависимости от умственного нарушения и коэффициента интеллекта ребенка. К ним относятся:

  1. Дебильность. На этой стадии олигофрении наблюдается легкая умственная отсталость. Интеллектуальный уровень детей находится в диапазоне 50-70 баллов. Больные отличаются хорошо развитой речью, могут выполнять простейшие арифметические действия, но круг их интересов ограничивается только бытовыми вопросами. Интереса к обучению они не проявляют, мыслить абстрактно – не умеют. Но при патологии такой степени нормы общественного поведения и навыки физического ручного труда люди вполне способны освоить.
  2. Имбецильность. Олигофрения детей такой степени проявляется в виде умеренно выраженного недоразвития интеллекта. В данном случае, интеллектуальный уровень детей варьируется в диапазоне от 20 до 49 баллов. На такой стадии олигофрении больные обладают скудным словарным запасом, но у них сохраняется способность к самообслуживанию. Также при такой степени проявления олигофрении люди не могут выполнять даже самую примитивную ручную работу.
  3. Идиотия. Это степень олигофрении, которая характеризуется наиболее глубокой умственной отсталостью. У людей с такой степенью олигофрении интеллектуальный уровень не превышает 20 баллов. Мышление у них практически не развито. Они с трудом понимают речь, не могут общаться с окружающими. Но способность выражать эмоции удовольствия или неудовольствия у них полностью сохраняется. Люди, у которых тяжелые степени проявления олигофрении, полностью зависят от окружающих, так как навыки самообслуживания у них отсутствуют.
READ
Яблочный уксус при варикозе ног: как пользоваться, рецепт, применение, польза и вред

Причины олигофрении

Классификация факторов, вызывающих развитие олигофрении, осуществляется на три основные группы: генетические, антенатальные и постанатальные.

К генетическим причинам олигофрении различной степени относятся генные аномалии, среди которых патологии различных хромосом, вызывающие синдромы Дауна, Патау, Альфи, Прадера-Вилли и прочие нарушения. Все перечисленные патологии характеризуются тяжелыми степенями олигофрении. К данной группе также относятся наследственные нарушения метаболизма, вследствие которых в организме ребенка не хватает определенных веществ и микроэлементов.

К антенатальным причинам олигофрении относятся различные патогенные факторы:

  1. гипоксия плода хронического характера и плацентарная недостаточнсть;
  2. тяжелые инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания малыша;
  3. краснуха при беременности, следствие которой может стать рубеолярная олигофрения;
  4. интоксикация организма тяжелыми металлами;
  5. алкоголизм и наркомания будущей матери;
  6. недоношенность;
  7. радиоактивное воздействие;
  8. преэклампсия.

К постнатальным факторам, вызывающим различные степени олигофрении, относятся воздействия, которые происходят во время родов или в первые годы жизни ребенка. Среди них:

  • асфиксия ребенка во время родов;
  • родовые травмы головного мозга;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • менингит и энцефалит в раннем возрасте;
  • опухолевые процессы в головном мозге;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжело протекающие корь и скарлатина, которые ребенок перенес до 3-х лет.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

ДИАГНОСТИКА

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

КОРРЕКЦИЯ

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Олигофрения

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% – умеренная, у 4% – тяжелая и у 1% – очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

READ
Омфалит пупка у новорожденного ребенка: причины, симптомы и рекомендации по лечению

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Олигофрения

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

READ
Упражнения для растяжки спины и позвоночника: гимнастика для начинающих в домашних условиях

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

READ
Эректильная дисфункция – улучшение и усиление мужской эрекции

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Умственная отсталость, или олигофрения

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Умственная отсталость (олигофрения): причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Термин «олигофрения» в наши дни используется все реже.

Причины появления умственной отсталости

Умственная отсталость является результатом грубого органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребенка и/или в первые месяцы его жизни. Особенно опасным является воздействие на плод патологических факторов в первый триместр беременности, когда происходит закладка и интенсивное формирование мозговых систем.

Вирус Зика.jpg

Выявление причин умственной отсталости представляет определенные трудности, поскольку это психическое заболевание является результатом совокупного воздействия внешних и наследственных факторов на разных этапах формирования нервной системы. К таким факторам относят:

  • генетические нарушения, возникающие на этапе оплодотворения и приводящие к недоразвитию головного мозга;
  • наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной, сердечно-сосудистой систем, зрения и слуха;
  • микроцефалия – врожденное или приобретенное уменьшение головного мозга с ограничением возможности его роста;
  • гидроцефалия – увеличение количества жидкости в полостях мозга с изменением нейродинамики мозговых процессов;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • воспалительные процессы в головном мозге (менингиты, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические инфекции);
  • травмы мозга (родовая травма, наложение акушерских щипцов или применения других механических приемов ведения родов, сдавливание головки ребенка при прохождении через родовые пути, длительная асфиксия во время родов);
  • токсическое влияние на плод алкоголя, психоактивных веществ, некоторых лекарственных веществ, употребляемых матерью, интоксикации, радиоактивное и рентгеновского облучения половых клеток родителей и самого плода;
  • тяжелые соматические заболевания (с интоксикацией, дистрофией);
  • врожденные нарушения обмена веществ (аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов), которые приводят к изменениям функционирования головного мозга.
  • нарушения обмена аминокислот: фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия и др.;
  • нарушения обмена органических кислот и углеводов: галактоземия, фруктозурия и др.;
  • болезни накопления: мукополисахаридозы (синдромы Гурлер, Гунтера и др.); липидозы (болезнь Тея – Сакса, болезнь Гоше, Нимана – Пика и др.); гликогенозы (болезнь Помпе и др.);
  • лейкодистрофии;
  • обменно-гормональные нарушения: неэндемические формы гипотиреоза, псевдогипопаратиреоз Олбрайта и др.;
  • другие метаболические нарушения минерального, билирубинового и других видов обмена.

Классификация заболевания

Выделяют клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости.

В группу дифференцированной умственной отсталости относят заболевания со специфической клинической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из главных проявлений. Чаще всего это генетически обусловленные нарушения.

К клинически недифференцированным формам умственной отсталости относятся нарушения, причину которых точно установить не удается и специфическая клиническая картина болезни отсутствуют.

Классификация дифференцированных форм умственной отсталости

  1. Синдромы с множественными врожденными аномалиями:
    • хромосомные заболевания;
    • генетические синдромы с неясным типом наследования;
    • моногенно наследуемые синдромы.
    1. Наследственные дефекты обмена.
    2. Факаматозы (системные врожденные заболевания, поражающие кожу, нервную систему и глаза).
    3. Неврологические и нервно-мышечные заболевания, для которых характерно наличие умственной отсталости.
    1. Микроцефалия.
    2. Гидроцефалия.
    3. Краниостеноз.
    4. Врожденный гипотиреоз.
    1. Алкогольная фетопатия.
    2. Инфекционные эмбриофетопатии.

    Несмотря на разнообразие причин умственной отсталости, общие механизмы развития приводят к сходной клинической картине.
    Умственная отсталость характеризуется психическим недоразвитием с недостаточностью интеллекта, нарушением способностей и навыков, затрудняющим адекватную социальную адаптацию пациента.

    Клинические признаки умственной отсталости:

    • психическое недоразвитие разной степени выраженности;
    • недоразвитие не только интеллектуальной деятельности и личности больного, но и психики в целом;
    • признаки недоразвития не только мышления, но и восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и др.;
    • недостаточная способность к обобщению и абстракции.

    Легкая (IQ от 50 до 69 единиц): большинство пациентов при обучении в специализированных школах по специально разработанным программам овладевает навыками чтения, письма, счета, приобретают трудовые навыки, не требующие высокой квалификации.

    Умеренная (IQ от 35 до 49 единиц): с раннего детства дети отстают в развитии, не овладевают в полном объеме навыками самообслуживания, нуждаются на протяжении жизни в постороннем контроле и уходе.

    Тяжелая (IQ от 20 до 34 единиц): уровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах, к развернутому речевому высказыванию не способны. Владеют лишь элементарными навыками самообслуживания, в быту беспомощны, нуждаются в постороннем контроле и уходе.

    Глубокая (IQ менее 20 единиц): речевые навыки отсутствуют или речь состоит из отдельных слов, часто не понимают обращенной к ним речи, не владеют простыми навыками самообслуживания, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре, предоставленные сами себе остаются неподвижными или находятся в монотонном бессмысленном возбуждении.

    Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов возбуждения и торможения. В разные периоды жизни процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения и наоборот. Для больных с преобладанием процессов возбуждения характерна двигательная расторможенность, повышенная импульсивность. Лица с преобладанием процессов торможения – вялые, инертные.

    Интеллектуальные способности и социальная адаптация в результате тренировки и реабилитации со временем могут незначительно улучшаться.

    Умственная отсталость может быть:

    • с отсутствием или слабо выраженными нарушениями поведения;
    • со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

    Переход в фазу обострения обусловлен стрессовой ситуацией, соматическим заболеванием, черепно-мозговой травмой, эндокринной перестройкой организма, сочетанием нескольких факторов.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагноз «умственная отсталость» является сугубо клиническим и устанавливается на основании жалоб, анамнестических данных, клинико-психопатологического обследования (внешний осмотр, генетическое исследование, патопсихологический и инструментальный методы).

    Выделяют три диагностических критерия умственной отсталости:

    • клинический критерий (наличие органического поражения головного мозга);
    • психологический критерий (стойкое нарушение познавательной деятельности);
    • педагогический критерий (низкая способность к обучению и усвоению знаний).
    • данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями;
    • данные о кровном родстве родителей;
    • данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до и во время беременности, сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях.
    • данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;
    • данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, способности устанавливать и поддерживать контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, справляться со своими социальными обязанностями др.
    • степень ориентирования в окружающей обстановке, во времени;
    • способность поддерживать диалог с врачом, давать связные и последовательные сведения, понимать сложные логико-грамматические конструкции;
    • сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей);
    • уровень знаний об окружающем мире, степень ориентации в вопросах общежития, окружающего пациента социума;
    • особенности мотивационно-потребностной сферы;
    • особенности памяти, внимания, работоспособности;
    • особенности эмоциональных проявлений;
    • сопутствующие психические и психоневрологические расстройства, имеющиеся на момент обследования.

    При неврологическом исследовании определяются расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы, экстрапирамидные нарушения, расстройства координации движений, чувствительности, функций вегетативной нервной системы.

    С помощью специальных тестов, таблиц и шкал (тест Векслера, таблицы Шульта, счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи, шкалы по Дембо-Рубенштейн, проективные тесты, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.) проводят исследование внимания, памяти, умственной работоспособности, индивидуально-психологических особенностей, определение уровня обучаемости и оценки уровня развития интеллекта.

    Инструментальные методы исследования направлены на поиск возможных органических поражений центральной нервной системы:

    • реоэнцефалографическое исследование;
    • эхоэнцефалографическое исследование;
    • МРТ головного мозга;

    Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

    Лечение олигофрении. Степени и формы олигофрении

    Лечение олигофрении

    Олигофренией называется синдром врожденного психического дефекта. Это заболевание выражается в виде умственной отсталости, сформировавшейся из-за патологий головного мозга. Основными проявлениями этого синдрома являются в виде нарушения мыслительного процесса, воли, речи, моторики и эмоций. Для этого заболевания характерно неполноценное умственное развитие у полностью сформировавшегося взрослого человека.

    Умственная отсталость олигофрения

    Данное отклонение вызывает умственную отсталость, которая выражается в:

    • снижении навыков, получаемых в процессе взросления человека;
    • задержки общего развития интеллекта.

    На самом деле в медицине есть общий термин, которым называют все отклонения развития человека – задержка психического развития. Отличить олигофрению от других патологий можно по следующим признакам:

    • очень сложно поддается обучению;
    • многократное усвоение одной и той же задачи практически ни насколько не увеличивает шансы на ее усвоение;
    • полное разрушение функций головного мозга;
    • интеллектуальный дизонтогенез;
    • за очень редким исключением невозможность стать полноценным членом общества.

    Диагноз олигофрения

    На современной стадии развития медицины некоторые из заболеваний, которые связаны с задержкой умственного развития, можно обнаружить еще на ранней стадии беременности. Одним из таких заболеваний является синдром Дауна. При его выявлении врач должен подробно рассказать родителям об олигофрении и чем эта патология может сопровождаться. Им стоит знать, каким может вырасти ребенок, у которого разовьется данное отклонение. Это необходимо для того, чтобы родители сами решили, стоит ли им прерывать беременность или же нет.

    Еще один этап диагностического исследования наступает сразу после рождения малыша и заключается в анализе крови на предмет наличия гипотероза и фенилкетонурии. Эти заболевания нередко становятся причиной задержки умственного развития.

    При появлении симптомов олигофрении у ребенка, считавшегося до этого времени вполне здоровым, для поиска ее причин проводят достаточно обширный круг исследований. Для начала рассматривается история его жизни и наличие различных заболеваний, преимущественно психических, по семейной линии. Также выясняется история беременности на предмет асфиксии или гипоксии. Немаловажным в данном случае является и послеродовой период, особенно касательно возможных травм ребенка в это время.

    После всего этого производят осмотр ребенка для выявления неврологических и психических отклонений, а также определения степени тяжести болезни в случае ее выявления. За этим следует другие исследования, которые призваны определить заболевания внутренних органов, нарушения функционирования ферментной системы и наличия врожденных заболеваний. В зависимости от того, какие результаты были получены, определяются последующие действия.

    Причины олигофрении

    Все причины этого синдрома принято делить на два вида: врожденные и приобретенные. К первым относятся:

    • недоношенность ребенка;
    • генетические отклонения;
    • химическое или инфекционное поражение плода;
    • воздействие ионизирующего излучения при нахождении внутри утробы;
    • родовая травма;
    • асфиксия.

    К приобретенным причинам развития олигофрении принято относить:

    • инфекции центральной нервной системы;
    • травмы головы;
    • гипоксию головного мозга.

    Нередко умственная отсталость вызывается педагогической запущенностью, свойственной неблагополучным семьям. Кроме того, отмечены случаи олигофрении, причины которых так и не были выяснены до конца.

    Примерно 50% случаев этого заболевания являются следствием генетических изменений. В основном это хромосомные аномалии, к которым относится синдром Дауна и прочие аналогичные проявления. Иногда умственная отсталость провоцируется нарушением функций некоторых генов или их мутацией, степень которой превышает тысячу. Помимо этого, олигофрения может сопровождать такие заболевания как:

    • Токсоплазмоз. Вызывается паразитами, сопровождающими домашних животных. При попадании в организм беременной женщины они также проникают в плод, вызывая множество пороков развития.
    • Фенилкетонурия. Вызвано нарушением метаболизма фенилаланина. В результате этого образуется большое количество токсичных продуктов его распада. Если начать лечение своевременно, то можно избежать формирования олигофрении.
    • Микроцефалия. Представляет собой формирование слишком маленького, относительно размеров головного мозга, черепа. Соответственно мозг также замедляет свой рост.
    • Гидроцефалия. Заключается в накоплении слишком большого количества жидкости в области головного мозга из-за затрудненного оттока или слишком быстрого ее образования.

    Особенности олигофрении

    Это явление относят к широкой группе заболеваний, которые связаны с нарушением развития. Ее принято считать аномальным недоразвитием психического состояния человека, его личности и даже всего организма. Каждый сотый человек из числа жителей индустриально развитых стран болен этим заболеванием. При этом более 3/4 из этого числа имеют легкую умственную отсталость. Мужчин, больных олигофренией, в два раза больше, чем женщин.

    Более точно провести статистические исследования не представляется возможным, потому что имеются различия в диагностике этого заболевания, в степени терпимости общества к психическим отклонениям, а также в доступности медицинской помощи.

    Олигофрения – это не прогрессирующее заболевание. Это скорей последствие перенесенной ранее тяжелой болезни. Степень умственной отсталости больных этой болезнью оценивают специальным коэффициентом, который выводится на основании психологических тестов. Крайне редко олигофренов признают неспособными к адаптации для жизни в обществе.

    Олигофрения симптомы и признаки

    На самом деле не совсем правильно называть олигофрению болезнью, потому что это на самом деле она является патологическим состоянием, вызванным различного рода заболеваниями. Симптомы олигофрении проявляются в комплексе с соматическими проявлениями, а также нарушениями в эмоциональной, двигательной и речевой сфере. Одними из наиболее распространенных проявлений этого состояния являются:

    • Задержка в физическом развитии. В зависимости от формы этого заболевания может быть практически незаметной или очень сильной. Например, взрослый человек может выглядеть, как подросток лет 15-16.
    • Замедление личностного развития. Чаще всего проявляется в бытовых ситуация, таких как выбор одежды или покупка продуктов. Такие олигофрены легко поддаются внушению, не имея возможности принимать адекватные решения самостоятельно.
    • Ослабленная память. Чаще всего такой человек весьма избирательно запоминает номера, имена или цифры. Причем делает это совершенно механически.
    • Рассеянное внимание. Человек просто не может сосредоточится на каком-то одном деле. Они постоянно отвлекаются.
    • Скудный запас слов и безграмотная речь. При легкой форме заболевания человека можно даже обучить осмысленному чтению. Если же у человека обнаружена тяжелая форма, то максимум, чего получится добиться даже после многолетнего обучения – механического чтения по буквам. При этом олигофрен даже не будет понимать смысла того, что он только что прочитал.
    • Всесторонняя задержка развития психики. Отличием от обычной задержки психического развития заключается в том, что она затрагивает не только личностные характеристики и интеллект, но и все остальные черты человеческого характера. Сюда входят способность к восприятию, эмоции, речь, память, двигательные возможности, сила воли, способность мыслить и концентрировать внимание.
    • Расстройство абстрактного мышления. Этот симптом можно назвать наиболее характерным. У человека, страдающего от олигофрении полностью отсутствует образное мышление. Оно больше основано на конкретной ситуации, что свойственно двух- или трехлетним малышам.

    Наиболее ярко и развернуто симптомы проявляются только в школьном возрасте. У малышей до одного года олигофрению практически невозможно определить, за исключением разве что самых тяжелых случаев. Что касается младшего возраста, то здесь подобные отклонения можно определить по отставанию в речевом и психическом развитии, а также отсутствию интереса к окружающему миру.

    Формы олигофрении

    Всего выделяется три формы олигофрении:

    1. Первая. Вызвана факторами, носящими наследственный характер. К ним относятся такие заболевания, как синдром Крузона, синдром Марфана, истинная микроцефалия и прочие.
    2. Вторая. Характеризуется тем, что развитие олигофрении вызывается поражением плода внутри утробы. Обычно причиной этого становятся различные вирусные инфекции, токсоплазмоз, врожденный сифилис, гормональные нарушения или листериозом.
    3. Третья. Обычно возникает в период развития плода при воздействии таких факторов, как конфликт резус-фактора. В последовом периоде оказывает влияние родовые травмы или асфиксия. И перенесение инфекций, черепно-мозговые травмы, врожденная гидроцефалия, а также слабое развитие систем головного мозга.

    Существуют также истинная и ложная формы олигофрении, которые не относятся ни к одной из вышеуказанных.

    Степени олигофрении

    Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.

    Легкая олигофрения или олигофрения дебильность

    Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.

    Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.

    Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.

    Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.

    Средняя степень

    Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.

    Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.

    Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

    Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.

    Тяжелая степень олигофрении

    Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.

    Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.

    Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.

    Классификация олигофрении

    Существует несколько видов классификации этой патологии. Первая делит ее на:

    • первичную, к которой относятся генетические мутации;
    • вторичную, которая возникает из-за других факторов.

    Также существует классификация, созданная М.С. Певзенером и доработанная в 1979 году. Она делит олигофрению на:

    • легкую;
    • имеющую нарушения в процессах торможения и возбуждения;
    • имеющую нарушения в функционировании анализаторской системы;
    • с преобладанием психопатических форм поведения;
    • с выраженной недоразвитостью лобных долей головного мозга.

    Олигофрения у детей

    Данная патология у детей проявляется в виде отсутствия интереса к познанию окружающего мира, отсутствию большинства эмоций от вещей, которые волнуют других детей, а также в глубоком своеобразии их внутреннего мира. В детстве олигофрения все еще позволяет развиваться, но данный процесс происходит намного медленней, чем у сверстников и сопровождается определенными отклонениями.

    После того как у ребенка сформировалась речь, риск развития олигофрении значительно снижается, но может начать прогрессировать другая ее форма – слабоумие. В таком случае нарушение интеллектуального развития становится необратимым, потому что при его прогрессировании полностью распадается психика человека.

    Существует только одно исключение из этого правила. Оно заключается в том, что умственная отсталость сопровождается психическим заболеванием, которое только усыпляет этот эффект. Развитие таких детей чаще всего движется в совершенно неблагоприятном направлении.

    Признаками олигофрении у детей служит слабый интерес к окружающим их предметам. Например, малыши не стремятся дотянуться до игрушек или не хотят ими играться. Этот интерес появляется только в возрасте 3 лет. Дети, у которых была обнаружена олигофрения, если они не занимаются со специалистами-дефектологами, даже в конце дошкольного периода вместо рисования могут только хаотически и бесцельно чиркать карандашом.

    Детям-олигофренам обычно свойственно непроизвольное запоминание каких-либо предметов или событий. Чем большее впечатление они произвели, тем сильней отложатся в памяти ребенка. Произвольное запоминание начинает формироваться только в начале школьного возраста. Олигофрены отличаются нестабильностью чувств, эмоциональной незрелостью, ограниченным диапазоном переживаний, крайностями при проявлении таких эмоций, как веселье, радость или огорчение. Они несамостоятельны, безынициативны и импульсивны.

    Квалифицированная помощь при олигофрении

    Клиника «Спасение» проводит лечение дебильности и имбецильности в стационаре и условиях амбулатории. С больными работает специально подготовленный высококвалифицированный персонал (логопеды, психологи, психиатры, психотерапевты). Клиника полностью соответствует международным стандартам. Имеется современный ремонт, обеспечены хорошие диагностические возможности, условия для оздоровления психики и организма. Мы предлагаем:

    • европейский сервис медицинского обслуживания;
    • высокое качество психотерапевтической помощи;
    • прогрессивные коррекционные методики развития социальных навыков, речи, мышления внимания;
    • моральную поддержку родственников;
    • круглосуточное консультирование;
    • реальный шанс социализироваться, вернуть к нормальной жизни без ограничений;
    • учтивое отношение к больным;
    • доступные цены на лечение олигофрении.

    При идиотии обеспечивается госпитализация в специализированный стационар. Предоставляем возможность размещения в отдельных палатах со всеми удобствами. Комнаты оборудованы ортопедической мебелью, телевидением, отдельным санузлом, кондиционерами. Можно установить индивидуальный сестринский пост. Больные находятся под постоянным наблюдением ответственных сотрудников. Обеспечивается полноценное витаминизированное питание, отдых, разнообразие досуга. Ежедневно проводятся пешие прогулки на свежем воздухе. Клиника находится в парковой зоне, имеем облагороженную территорию. Есть специализированная охрана. Обеспечивается изоляция от внешней среды, что особо актуально при тяжелой форме олигофрении, при которой могут возникнуть следующие осложнения:

    • попытки совершить убийство/суицид;
    • социально опасное поведение;
    • чрезмерная агрессивность.

    В спокойной обстановке при должном уходе больной сможет расслабиться, жить счастливой жизнью. Мы предоставляем отчет о состоянии пациента по первому требованию родственников, добросовестно выполняем свою работу. Обращение в наш центр – реальная возможность улучшить качество жизни близкого человека, имеющего умственные отклонения, позволить себе передышку. Трудно мириться с мыслью, что родной человек не такой, как все. Мы сможем разделить вместе с вами бремя ответственности, обеспечить должный уход больному. Обращайтесь, незачем оставаться наедине со своей проблемой!

    Лечение умственной отсталости

    Лечение умственной отсталости - Кордия

    Олигофрения — следствие различных заболеваний. Лица, страдающие данной патологией, требуют лечения у психиатра. Специалисты клиники «Кордия» в Москве занимаются оказанием помощи больным, имеющим признаки умственной отсталости. Чтобы записаться на приём к врачам, позвоните по телефону +7 (495) 367-23-13. Дежурный регистратор подскажет, что необходимо сделать в вашем случае и оформит запись на консультацию в удобное для вас время. Если по каким-то обстоятельствам потребуется вызов врача на дом, вы сможете сразу же заказать его у оператора колл-центра.

    Содержание:

    Причины умственной отсталости

    Причины умственной отсталости - Кордия

    Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.

    Основные причины возникновения малоумия:

    • Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
    • Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
    • Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
    • Недоношенность.
    • Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
    • Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.

    СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    Размещение в трехместной палате 10 000 руб./сутки
    Двухместная палата 13 800 руб./сутки
    Одноместная палата повышенного комфорта 16 000 руб./сутки
    Лечение в одноместной VIP палате 25 000 руб./сутки
    Задать вопрос психиатру БЕСПЛАТНО
    Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации 3 000 руб.
    Полная психодиагностика
    (все анализы и процедуры)
    от 5 000 руб.
    Прием главного врача клиники 4 500 руб.
    Консультация психиатра на дому от 4 000 руб.

    Стадии умственной отсталости

    Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.

    Имбецильность - Кордия

    Ранее выделялись:

    • Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
    • Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
    • Идиотия – запущенная стадия.

    Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.

    Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.

    На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:

    1. Лёгкий, соответствующей дебильности.
    2. Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
    3. Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
    4. Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.

    Признаки и симптомы умственной отсталости

    При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.

    Страдают все интеллектуальные возможности - Кордия

    У больных страдают все интеллектуальные возможности:

    • внимание;
    • память;
    • эмоциональная сфера;
    • речевое воспроизведение
    • способность восприятия и анализа информации.

    У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.

    Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.

    Лёгкая степень малоумия

    У болящих отмечается IQ 50-70.

    Основные признаки:

    • Низкая способность к абстрактному мышлению.
    • Неумение обобщать.
    • Недостаточность критических способностей.
    • Преимущественное образно-конкретное мышление.
    • Обеднённый словарный запас.
    • Эмоциональная скудость.
    • Повышенная внушаемость на фоне упрямства.

    Приспосабливаемость к жизни - Кордия

    При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:

    • Хорошая механическая память.
    • Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
    • Приспосабливаемость к жизни.

    Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:

    • Неправильные формы ушных раковин.
    • «Монгольскую складку» – эпикант.
    • Отсутствие части глазной оболочки – колобому.
    • Увеличенное расстояние между глазами – гипертелоризм.
    • Пороки сердца и других органов.

    Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.

    Умеренная и тяжёлая степень малоумия

    У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.

    Умеренная и тяжёлая степень малоумия - Кордия

    Для них характерны:

    • Плоское (рудиментарное) мышление.
    • Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
    • Небольшой словарный запас.
    • Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
    • Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
    • Склонность к механическому подражанию.

    Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.

    Глубокая степень малоумия

    IQ в этом случае не превышает 20.

    При осмотре больных выявляется:

    • Отсутствие признаков мышления.
    • Нечленораздельное произношение звуков.
    • Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
    • Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
    • Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
    • Снижение реакции на раздражители.

    Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.

    Диагностика умственной отсталости

    Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.

    Диагностика умственной отсталости - Кордия

    Врач в процессе обследования учитывает данные:

    • Задержки развития.
    • Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
    • Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.

    Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.

    Лечение при умственной отсталости, работа психолога, методы отзывы

    Коррекция патологии в нашем медицинском центре предусматривает симптоматическую лекарственную терапию.

    В нее входит назначение:

    • Ноотропов.
    • Витаминов.
    • Антигипоксантов и антиоксидантов.
    • Седативных средств или мягких стимуляторов (в зависимости от доминирующих симптомов).

    Признаки умственной отсталости требуют усилий психолога и специальных методов адаптации, обучения самообслуживанию. Особая роль в поддержании качества жизни болящих принадлежит родственникам. С близкими проводятся занятия, на которых им разъясняют все нюансы болезни и правила поведения с лицами, имеющими интеллектуальную инвалидность. У нас вы можете ознакомиться с отзывами родственников пролеченных клиентов.

    Чтобы понять, как вылечить умственную отсталость, записывайтесь на приём к психиатру нашей клиники «Кордия» по телефону +7 (495) 367-23-13. Мы подберём наиболее подходящий вариант помощи. При необходимости поможем с процессом реабилитации.

    Отказывается от госпитализации? Боитесь, что он причинит вред себе и окружающим?
    Звоните +7 (495) 268-09-02 или закажите бесплатную консультацию.

    Врач приедет в течение 1 часа. Сами заберем в стационар. Экстренная госпитализация – круглосуточно!

    Олигофрения — причины, симптомы, лечение

    Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?

    Олигофрения — это заболевание при котором у ребёнка происходит недоразвитие головного мозга, в результате которого его физические, интеллектуальные, эмоциональные способности сильно ограничены. Олигофрения может быть врожденной, а может быть и приобретенной в раннем возрасте. В качестве причин олигофрении ученые называют:

    • неблагоприятные внутриутробные воздействия (травма живота во время беременности, перенесённая во время беременности инфекционная болезнь);
    • генетические аномалии (хромосомные аномалии, мутации генов);
    • тяжёлые роды (асфиксия плода, травма головы, недоношенность);
    • педагогическая запущенность ребёнка в раннем детстве.

    Олигофренией в той или иной степени болеет примерно 1 % населения. Основные особенности олигофрении — сниженные умственные и физические способности.

    Степени олигофрении

    1. Дебильность — лёгкая степень слабоумия. Дети, у которых выявлена эта степень олигофрении, способны вести самостоятельную жизнь, они способны мыслить, оперировать конкретным предметными понятиями, однако они не способны к абстрактному мышлению.
    2. Имбецильность — средняя степень тяжести олигофрении. Такие дети способны понимать и произносить только короткие фразы, набор выполняемых ими действий не велик, они не способны ориентироваться в изменённых условиях.
    3. Идеотия — наиболее тяжёлая стадия олигофрении, при которой дети практически полностью лишены способности мыслить, разговаривать, совершать осознанные действия. Такие дети нуждаются в постоянном уходе.

    Формы олигофрении

    В международном классификаторе болезней выделяют следующие формы олигофрении:

    • лёгкая форма (уровень интеллекта согласно тесту IQ составляет 50-70 баллов);
    • умеренная (35-50 баллов);
    • тяжёлая (20-35 баллов);
    • глубокая (менее 20 баллов).

    Симптомы олигофрении

    Так как степени и формы олигофрении могут быть разными, то и симптомы заболевания различны. Так, у детей с дебильностью выявляется неспособность к абстрактному мышлению, отсутствие самостоятельности, неспособность к анализу.

    Дети с имбецильностью не способны к построению сложных предложений, с трудом воспринимают новую информацию, не могут образовать понятия, не могут ориентироваться в нестандартной или незнакомой обстановке.

    При идиотии дети не способны вообще ни к какому обучению, координация их движений сильно нарушена, они либо не разговаривают вообще, либо издают только мычащие звуки, многие даже не способны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.

    Таким образом, основными признаками олигофрении являются следующие нарушения интеллекта больного:

    • недоразвитие речи;
    • слабая мыслительная деятельность;
    • неспособность к самоконтролю;
    • слабая память;
    • низкая концентрация внимания;
    • эмоциональное недоразвитие;
    • отсутствие воли.

    Лечение олигофрении

    Олигофрения поддается лечению. Это действительно так. Да, полностью вылечить больного олигофренией вряд ли удастся. Однако можно минимизировать отклонения в его развитии и олигофрен будет способен нормально жить в обществе: учиться, работать, дружить. Все методы лечения можно условно разделить на две группы: медикаментозные и педагогические.

    В медицине для лечения олигофрении используют следующие средства:

    • гормональные препараты (для лечения микседемы, эндокринопатии);
    • антибиотики (при мозговых инфекциях, врожденном сифилисе);
    • переливание крови (при резус-конфликте с матерью);
    • психостимуляторы и ноотропы (для ускорения психического развития);
    • антиоксиданты и антигипоксанты (для ускорения работы мозга);
    • седативная терапия (для устранения тревожности и агрессии);
    • дегидратационная терапия (для уменьшения жидкости в организме);
    • диетотерапия (при ферментопатии) и др.

    В педагогике для лечения олигофренов разработано огромное количество методик, которые способствуют развитию интеллекта больных. Также для реабилитации больных особое значение имеет трудотерапия, обучение профессиональным навыкам, игровая терапия.

    Выбор вариантов лечения олигофрении зависит от причин развития болезни, степени тяжести, возраста больного, особенностей заболевания. Огромную роль в процессе лечения больных олигофренией играют родители и родственники больного. Они должны проводить с ребёнком много времени, устанавливать с ним контакт, обучать его (даже если у него ничего не получается), водить его в различные кружки и секции, способствовать налаживанию взаимоотношений ребёнка с другими людьми. Основная задача родителей — это научить ребёнка самообслуживанию и способствовать его адаптации в социуме. А помощниками в этом деле выступают психиатры, неврологи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды.

    Таким образом, в результате своевременного, последовательного и систематического лечения дети, страдающие лёгкой степенью олигофрении, могут стать абсолютно нормальными людьми. При этом их окружение может даже не догадываться о том, что они чем-то болеют. Больных, находящихся на умеренной или тяжёлой стадии олигофрении, можно обучить простейшей профессии, самообслуживанию. Пациенты с глубокой олигофренией, к сожалению, не способны к нормальной жизни и требуют постоянного ухода.

Ссылка на основную публикацию