Сосудистая дистония у детей Что необходимо знать родителям Статьи о здоровье детей Справочник лечебных учреждений

Вегетососудистая дистония у ребенка: что делать маме

Если врач ставит ребенку диагноз «вегетососудистая дистония», то наряду с регулярными наблюдениями и лечением порекомендует особый щадящий режим. В чем он заключается и почему так важно его соблюдать?

Светлана Иевлева

Часто вегетососудистую дистонию называют «болезнью-призраком» — за то, что она может существовать совершенно незаметно. По статистике, от 20 до 45% детей дошкольного возраста имеют такой диагноз. Но это лишь те дети, у кого отдельные проявления были очень заметны и заставили родителей обратиться к врачу, или те, у кого болезнь была выявлена случайно.

Во многих же случаях симптомы особого беспокойства не доставляют, а если и доставляют, то расцениваются как проявления характера или влияние окружающей среды. Ребенок реагирует на изменение температуры, капризничает и плохо спит во время дождя. Или у малыша дрожит подбородок, и он с трудом успокаивается. Или он краснеет и потеет во время активных игр. Или часто болеет простудными заболеваниями, когда начинает ходить в садик.

Все эти и другие проявления (срыгивания в младенчестве, неустойчивый сон, склонность к аллергии, пугливость, низкие способности к адаптации) находят объяснения вполне рациональные: «Я тоже в детстве плохо спал, ему это от меня передалось», «Да, у нас вся семья так на погоду реагирует».

Активные обращения к врачу и лечение часто начинаются в возрасте 6–7 лет, когда очевидной становится повышенная усталость, неспособность долго удерживать внимание, непереносимость учебных нагрузок. Но лечение не всегда бывает удачным.

Второе «прозвище» ВСД — «падчерица медицины». Немного она обособленна, живет сама по себе. Может проявиться в раннем возрасте, а потом перестанет беспокоить, а может так и остаться на всю жизнь. Может поддаться кратковременному лечению, а может требовать все новых методов. А все потому, что важную роль играют и психологические факторы. Условия жизни, обстановка в семье, эмоциональный настрой — все это тоже «лекарства», когда речь идет о нарушении деятельности вегетативной нервной системы.

Читайте также

Имейте в виду

Если нужно отказаться от чего-то, то лучше сделать это ненавязчиво. К чему покупать пирожные, если врач рекомендовал отказаться от сладкого? Или идти в парк аттракционов, на большинстве из которых ребенку нельзя кататься? Задача взрослых в том, чтобы, соблюдая все предписанные врачами правила, обеспечить ему нормальную, полноценную детскую жизнь.

Здоровый труд, здоровый отдых

Снизить нагрузки. Это, пожалуй, самый главный пункт в рекомендациях психологов, потому что чаще выраженные симптомы ВСД бывают у детей, чья жизнь с раннего детства расписана по минутам. «Какие могут быть занятия иностранным языком для маленьких детей? Наверняка они в виде игры. Значит, это не нагрузка, а развлечение», − рассуждают родители и без сомнений водят ребенка на уроки. Но для трех-, пятилетних детей даже такие игровые занятия — это труд. Особенно если проходят они после садика, где тоже есть учебные часы и есть свои (нам они тоже кажутся игровыми) нагрузки. Даже смена одного коллектива на другой в течение дня для малыша бывает сложной.

Поэтому, как бы вам ни хотелось развить ребенка поскорее, дать ему как можно больше знаний, подготовить к школе, все же возьмите себя в руки. Предложения в этой области сейчас самые заманчивые, но родители, подбирая школы, кружки и секции, должны четко знать ответы на вопросы «Что это дает моему ребенку?», «Что это заберет у моего ребенка?». Помните, что возможности у детей разные, и если дочь ваших знакомых с успехом занимается тремя видами спорта и ходит в школу раннего обучения, то это не значит, что ваш ребенок сможет делать то же самое. Во всяком случае, без усилий и с той же радостью.

Не перегружайте ребенка занятиями: модное сейчас раннее развитие хорошо только в меру.

Спорт для детей с ВСД полезен. Но лучше, если он будет в игровом, а не в соревновательном режиме. Ситуации состязаний часто сильно переживаются детьми, могут даже уменьшить интерес к самому занятию. Позже, когда ребенок подрастет, он сможет относиться к этому более спокойно и даже найдет в соревнованиях интерес, но для маленьких детей больше подойдет просто физкультура, оздоровительные мероприятия на природе, в бассейне. Стоит также избегать травмоопасных, «агрессивных» видов спорта — бокса, борьбы, хоккея. А вот плавание, лыжи, бег подходят идеально и даже рекомендованы детям с таким диагнозом.

Читайте также

Ограничить нагрузки любого вида следует в начале сентября — если ребенок ходит в садик или уже в школу. Именно в это время у ребенка из-за изменившегося режима, повышения ответственности возникают сбои в работе нервной системы. Тошнота по утрам, головные боли, периодические повышения температуры, бледность, мешки под глазами — проявления так называемого «кризиса 7 сентября».

Организуйте качественный отдых ребенка, чтобы начало нового учебного года в детском саду или школе прошло успешно. Но качественный — не значит насыщенный. Развлекательные мероприятия, общение с друзьями, походы в кафе и кино — такие занятия тоже должны дозироваться. Чем младше ребенок, тем «скромнее» должен быть его досуг. В его расписании обязательно должна быть строка «ничего не делать».

Врачи и психологи старой школы при всех нарушениях нервной системы рекомендовали терапию семейными прогулками. Этим советом можно воспользоваться и сейчас. Вечером, перед сном, родители вместе с ребенком идут гулять. Минут 20−30 они ходят по улицам, никуда не заходя. Родители разговаривают между собой, а ребенок идет между ними, держа обоих за руки (под конец прогулки буквально повисает на них). После этого — умываться и спать. Ну, можно парочку страниц сказки прочитать. Телевизор и компьютер — ни-ни! Между прочим, такие условия и взрослым позволят поправить свое душевное здоровье.

READ
Чем лечить боль в горле: лучшие лекарства и народные рецепты

Читайте также

Семейно-бытовая терапия

И еще сделайте так, чтобы в семье все было спокойно. Чтобы взрослые любили друг друга и самого ребенка, чтобы всем было хорошо и уютно. Нет, такую рекомендацию дать очень трудно. Она ведь невыполнима. Если по-настоящему гармоничных отношений в семье нет, то вряд ли они возникнут сознательно, потому что «врач велел». А ведь семейные условия — это важный фактор успешного лечения.

Более того, в благополучных с психологической точки зрения семьях даже вероятность возникновения заболевания будет гораздо ниже. Ведь кроме наследственно-конституциональных факторов, травм и патологий в раннем детском возрасте и до рождения (недостаток кислорода у плода во время беременности) есть и психоэмоциональные. Неблагоприятные события, меняющие жизнь семьи к худшему, воспитание в условиях постоянной напряженности, конфликты — все это тоже отражается на работе вегетативной системы. Причем скрытые конфликты бывают не менее опасны — ведь дети очень чувствительны и все равно беспокоятся, если в семье что-то не так.

Любое заболевание переносится ребенком легче, если в семье благоприятный психологический климат.

Например, ситуация в семье на грани развода. Родители, переживая за здоровье ребенка, решают пока подождать — тем более что ссоры, предшествующие решению расстаться, для всех не прошли бесследно. «Поживем пока вместе, ребенок успокоится, придет в норму». Но ребенку в таких условиях вряд ли будет лучше. Ведь добрых, теплых и искренних отношений все равно не появится, и это будет им бессознательно фиксироваться.

Или другая ситуация. Родители уже расстались, но папа хочет участвовать в воспитании. Он каждую неделю приезжает, берет ребенка к себе и возвращает на другой день. Казалось бы, все идеально. Однако часто в таких отношениях есть элемент соперничества, стремление победить в споре «кто лучший родитель», и это тоже накладывает свой отпечаток. Мама после возвращения пытает ребенка, требуя поминутного отчета о проведенном времени (чтобы было чем потом укорить бывшего мужа), папа с пристрастием выясняет, с кем мама проводит вечера. А иногда и бабушки с двух сторон подключаются. В общем, иногда такое «мирное разрешение ситуации» бывает настолько стрессовым для ребенка, что само по себе провоцирует возникновение самых разных расстройств.

«Каждую пятницу утром у Юрика температура. И так уже несколько месяцев. Мы и к врачам, и к психологам ходили. „Это реакция на негативные события, тревожное ожидание“, − сказали нам после обследования. Конечно, тревожное. Ведь по пятницам его забирает папа. Его новая жена настойчиво налаживает контакт между своими детьми и нашими, и Юрик в этой компании самый младший. Не могу сказать, что его там обижают, но чувствует он себя там не очень уютно. Возвращается то с тошнотой, то с головной болью. Я бы и вообще его не отдавала, но что они там подумают? Решат, что я просто из ревности…»

Конечно, создать идеальные условия невозможно. Да, в принципе, они и не должны быть такими — небольшой уровень стресса даже укрепляет душевное и физическое здоровье. Однако исключить особо травмирующие ситуации все же стоит. Имейте в виду: дети привыкают к любому положению дел (разводу родителей, проживанию с бабушкой, переездам), если рядом есть хотя бы один человек, который обеспечивает чувство уверенности и любовь. Даже неполная и материально не вполне благополучная семья может быть гармоничной, если этот единственный родитель адекватно относится к потребностям ребенка, может дать чувство защищенности и окружить теплом.

Вегетативно-сосудистая дистония у детей

Вегетативно-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей — заболевание, состояние между здоровьем и болезнью или этап адаптации детского организма?

Одним из актуальных диагнозов в детском возрасте является вегето-сосудистая дистония (ВСД, нейроциркуляторная дистония, синдром вегетативной дисфункции, синдром вегетативной дистонии). По статистике и литературным данным ВСД у детей встречается в 20-30% случаев. У 30% проявления вегетативной дистонии сохраняются всю жизнь. У части пациентов (17-20%) с таким диагнозом во взрослой жизни проявления ВСД трансформируются в соматические заболевания: бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и другие.

Вегето-сосудистую дистонию (ВСД) сoвременнaя медицина трaктует кaк пограничное состояние между заболеванием и здоровьем. ВСД часто отмечается у подростков, но может развиваться в раннем или в младшем школьном возрасте. Суть данного состояния заключается в «сбое» контролирующей, регуляторной функции вегетативной нервной системы под отношению к работе внутренних органов.

Вегетативная нервная система регулирует непроизвольную (не контролируемую сознанием) активность внутренних органов и состояние систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других.

Она обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды, быстро реагируя на любые воздействия, нарушающие это постоянство. В меняющихся условиях внешней среды (стресс, травма) и внутренних изменениях (к примеру, гормональных) вегетативная нервная система обеспечивает адаптацию организма. При определенных условиях происходит срыв адаптационных возможностей, что приводит к нарушению в работе систем органов. Чаще всего это сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Таким образом, ВСД можно рассматривать, как состояние на грани «здоровье – болезнь», потому что детский организм пластичен и может выйти из состояния дезадаптации без перехода в органную патологию.

С другой стороны, ВСД у детей можно рассматривать как заболевание, имеющее свои симптомы, нарушающее самочувствие ребенка, его адаптацию к школе или детскому саду и, поэтому, нуждающееся в лечении. В целом ВСД у детей и подростков отличается доброкачественностью течения и хорошим прогнозом.

Почему развивается вегето-сосудистая дистония у детей: причины и факторы риска

ВСД является полиэтилогическим заболеванием, то есть имеющим множество причин и предрасполагающих факторов, среди которых трудно выделить ведущий. Выделяют следующие причины возникновения ВСД у детей и подростков:

  • Наследственно-конституциональная предрасположенность.
    Детям передается по наследству тип реагирования вегетативной нервной системы на неспецифическое стрессовое воздействие. Вегетативный гомеостаз (постоянство внутренней среды) ребенка, как правило, повторяет таковой одного из родителей – симпатический или ваготонический.
  • Психоэмоциональные факторы:
    нагрузка в школе, стрессовые ситуации в семье или в кругу сверстников, нарушение режима дня, переутомление, страхи, постоянное чувство тревоги. В условиях постоянного действие агрессивного фактора в организме ребенка формируется хроническая стресс-реакция. Она сопровождается психоэмоциональным напряжением, и в итоге приводит к соматическим или вегетативным расстройствам.
  • Гормональная перестройка.
    Адаптационная уязвимость подростков в период гормональных перестроек имеет особое значение в развитии вегетативной дисфункции. Гормональные изменения сами по себе являются мощным внутренним стрессовым фактором.
  • Травматическое или токсическое воздействие на нервную систему.
  • Сниженная физическая активность (гиподинамия).
  • Вредные привычки (алкоголь, курение, токсикомания) могут значительно усугублять течение вегетативной дисфункции.
READ
Что такое антикоагулянты. Список, названия препаратов, побочные эффекты, классификация

Симптомы ВСД у детей: что должно насторожить родителей ребенка с вегетативной дисфункцией?

Вегето-сосудистая дистония у детей имеет множество проявлений. Это можно объяснить тем, что вегетативная система регулирует все органы и системы.

Признаки синдрома вегетативной дисфункции не являются специфичными и характерными, они могут напоминать проявления разных заболеваний.

Для ВСД у детей характерно сочетание вегетативных симптомов с психоэмоциональными проявлениям:

  • повышение температуры, не связанное с инфекционно-воспалительными процессами (так называемый неинфекционный субфебрилитет) ;
  • плаксивость, страхи, тревожность или апатия, потеря интереса к любимым играм;
  • беспричинное беспокойство, изменчивое настроение, замкнутость;
    нарушения сна в виде сонливости или бессонницы;
  • обморочные состояния, эпизоды потемнения в глазах и головокружения при резком вставании, физической нагрузке;
  • жалобы на боли в животе, тошнота, не связанные с заболеваниями ЖКТ;
  • сухость кожи и нарушение секреции сальных и потовых желез, обильная угревая сыпь;
  • головные боли;
  • боли в области сердца, одышка;
  • «удушье», сердцебиение, дрожь в теле, ощущение слабость в конечностях, чувство онемения.

Возрастные периоды повышенного риска симптомов ВСД у детей:
— 7-8 лет: начало повышенных умственных нагрузок в школе, в кружках, секциях, время появления первых стрессовых ситуаций, социальная адаптация;
— 12-14 лет: период, когда наступает время интенсивного роста, изменения росто-весовых показателей, гормональных изменений.
— 16-18 лет.

Диагностика ВСД у детей

Для установления диагноза синдрома вегетативной дисфункции проводится комплексное обследование. Дети с СВД должны осматриваться участковым педиатром или школьным врачом 2 раза в год.

При наблюдении за детьми анализируются данные анамнеза: генеалогического, акушерского, анамнеза жизни с выяснением заболеваний, которые перенес ребенок. Выявляются факторы риска, которые могли привести к развитию ВСД. Оценивается психическое, физическое и половое развитие ребёнка.

Определяются показатели ЧСС, АД, проводятся функциональные тесты и пробы, к примеру, ортостатическая, дыхательная, проба с дозированной физической нагрузкой, медикаментозные пробы и др.

Проводятся исследования (ЭКГ, кардиоинтервалография, эхокардиография), характеризующие вегетативный гомеостаз и состояние сердечно-сосудистой системы.

В план обследования детей также могут быть включены: рентгенография черепа, электроэнцефалография (ЭЭГ), УЗИ органов брюшной полости, почек и надпочечников.

По показаниям назначаются консультации врачей: невролога, эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога.

Лечение ВСД у детей

Лечение ВСД у детей также требует комплексного подхода.

Ключевым моментом лечения ВСД у детей являются не лекарства и лечебные процедуры. На первый план выходит нормализации образа жизни ребёнка. Она заключается в правильном распорядке дня с прогулками на свежем воздухе, адекватном питании, достаточном сне, профилактике умственного переутомления. Рекомендуются закаливающие процедуры, утренняя гимнастика.

При лечении ВСД у детей следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры, использование любых гаджетов (телефон, планшет, игровые приставки). Обязательна санация очагов хронической инфекции.

В лечении детей с ВСД полезно проведение водных процедур. Очень эффективны обливания прохладной водой, контрастный душ по утрам, плавание, лечебные ванны.

Физиотерапевтическое лечение может включать гальванизацию, электрофорез воротниковой зоны, электросон.

Медикаментозное лечение также имеет место быть. Назначение лекарственных средств лечения ВСД проводит врач – невролог после тщательного обследования, подтверждения диагноза, исключения соматической патологии.

Лечение ВСД у детей в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде лечение ВСД у детей проводится в Клинике Неврологии и Эпилептологии ТОНУС ЛАЙФ.

Наши специалисты

%s “>’ data-pages=”0″ data-page=”1” data-groups=”dolganova-ekaterina-mihajlovna,elshina-oksana-dmitrievna,koshechkina-natalja-aleksandrovna,prygunova-tatjana-mihajlovna,chekalova-svetlana-aleksandrovna,chernigina-marina-nikolaevna”>

Современные взгляды на лечение синдрома вегетативной дистонии у детей

Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией.

Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией. При этом у больных могут отмечаться изменения со стороны различных органов и систем, которые носят функциональный характер. Этим дистония принципиально отличается от других заболеваний, что не должно стать поводом для успокоения, так как возможен переход СВД в такие психосоматические заболевания у взрослых, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Отсутствие адекватной терапии может привести к ухудшению в состоянии больного. В связи с этим необходим поиск новых эффективных методов лечения детей с СВД.

Обычно лечение больного с СВД проводится в течение длительного времени. При этом очень важно учитывать характер вегетативных нарушений (преобладание активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы), тяжесть клинических проявлений, а также психоэмоциональные особенности личности ребенка. Предпочтение в лечении детей с СВД должно отдаваться немедикаментозным методам. Этого бывает достаточно при легком течении СВД. При тяжелом течении используется и медикаментозная терапия. Одновременно проводится лечение хронических очагов инфекции и сопутствующих заболеваний.

READ
Простатит и алкоголь: влияние различных спиртных напитков

Терапию следует начинать с нормализации режима дня: очень важно, чтобы ночной сон составлял не менее 8–10 ч, а также чтобы ребенок гулял на свежем воздухе не менее 2–3 ч в день. При построении занятий целесообразно чередовать физические и умственные нагрузки. Необходимо устранить гиподинамию, ограничить просмотр телевизионных передач до 1 ч в день, а также работу за компьютером, которые должны быть дозированы с учетом возраста ребенка.

Занятия физкультурой. Дети с СВД должны заниматься утренней гимнастикой. Благоприятное влияние на пациентов оказывают плавание, катание на лыжах, коньках, дозированная ходьба, игра в настольный теннис, бадминтон. Не рекомендуются занятия групповыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол), а также боксом, борьбой, кикбоксингом.

Питание. Ребенок с СВД должен получать полноценное питание с достаточным количеством минеральных веществ и витаминов. Детям с повышенной симпатоадреналовой активностью и лабильной артериальной гипертензией необходимо ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе. Целесообразно исключить из рациона копчености, острые блюда, шоколад. Детям с повышенной парасимпатической активностью, артериальной гипотонией рекомендуется пища, содержащая достаточное количество жидкости, а также маринады, чай, кофе (лучше с молоком), шоколад и шоколадные конфеты, кефир, гречневая каша, горох. Детям с СВД целесообразно принимать мед на ночь в течение 2–3 мес, а также различные соки, настои, компоты из облепихи, калины, шиповника, рябины, моркови, брусники, черноплодной рябины, изюма, кураги.

Психотерапия. Важное место в лечении детей с СВД должно отводиться индивидуальной рациональной психотерапии, направленной на коррекцию внутренней картины болезни с переориентацией на немедикаментозные приемы саморегуляции. При этом очень важно, чтобы лечащий врач вызывал доверие не только у ребенка, но и у его родителей. Нередко можно видеть хороший терапевтический эффект, убедив больного лишь изменить образ жизни, характер питания, заняться физкультурой.

Водные процедуры. Обычно у детей с СВД эффективны следующие водные процедуры: плавание, циркулярный душ, сауна, лечебные ванны. Бальнеотерапия должна проводиться в зависимости от особенностей вегетативных нарушений. Для детей с повышенной симпатической активностью показаны ванны с добавлением седативных трав, при ваготонии — солевые хвойные, нарзанные, родоновые ванны, обливания, растирания холодной водой.

Физиотерапевтическое лечение. При СВД широко используются гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Выбор методики должен проводиться с учетом направленности исходного вегетативного тонуса. При ваготонии показаны электрофорез на воротниковую зону с 5% раствором хлористого кальция, 1% раствором кофеина или 1% раствором мезатона. При симпатикотонии используется электрофорез с 2% раствором эуфиллина, 2% раствором папаверина, 4% раствором сульфата магния.

Массаж. При ваготонии, особенно сочетающейся со снижением артериального давления, назначается общий массаж, а также массаж икроножных мышц, кистей рук и шейно-воротниковой зоны; при преобладании симпатического тонуса — массаж по зонам позвоночника и шейно-воротниковой области.

Медикаментозная терапия. При недостаточной эффективности описанных выше лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Желательно начинать медикаментозное лечение с фитотерапии. Детям с повышенной возбудимостью, тревожностью рекомендуется назначать фитосборы, обладающие седативным действием: шалфей, боярышник, валериана, пустырник, зверобой (табл. 1). Курсы лечения обычно длительные — в течение 3–12 мес. Препараты необходимо чередовать через 2–4 нед (с двухнедельным перерывом между курсами).

Кроме настоек и экстрактов, из фитопрепаратов могут использоваться также различные виды чая. Из препаратов валерианы лучше всего зарекомендовал себя «валериановый чай»: 1 ст. ложку измельченного корня валерианы заварить с вечера одним стаканом крутого кипятка, накрыть блюдцем и на следующий день принять настой в 3–4 приема. Таким же образом готовится чай из пустырника, который обладает даже большими, чем валериана, успокаивающими свойствами. При острых невротических реакциях в качестве быстродействующего «огнетушителя» может использоваться «валериановый коктейль»: 5–15 мл настойки валерианы, т. е. 1 чайная, десертная или столовая ложка, пополам с водой. Менее убедителен седативный эффект таблетированного экстракта валерианы.

При недостаточном успокаивающем эффекте фитопрепаратов в лечении детей с СВД применяются анксиолитики и нейролептики (табл. 2).

Главной мишенью действия нейролептиков и анксиолитиков служат структуры лимбико-ретикулярного комплекса, в которых сосредоточены высшие вегетативные и эмоциональные центры. Тесная связь психических и вегетативных функций, осуществляемая лимбической системой, позволяет понять, почему эти препараты, снижая эмоциональную возбудимость, одновременно оказывают нормализующее влияние на вегетативно-висцеральные расстройства, сопровождающие СВД.

При назначении транквилизаторов необходимо учитывать характеристику психоэмоционального состояния больного и направленность вегетативной дисфункции (ваго- или симпатикотония). Детям с повышенным уровнем тревожности, нарушением сна показаны транквилизаторы с выраженным седативным эффектом: седуксен (Сибазон, Реланиум, Диазепам), Феназепам, Тазепам, Атаракс. При гипостеническом невротическом состоянии, артериальной гипотонии назначают препараты с умеренным активизирующим действием — «дневные транквилизаторы» (Грандаксин, медазепам), которые даются обычно в два приема — утром и днем. Важно учитывать, что при СВД по симпатикотоническому типу целесообразно использование Седуксена (1 таблетка — 0,005 г), Тазепама (1 таблетка — 0,01), Феназепама (1 таблетка — 0,5 и 1 мг). Детям с СВД по ваготоническому типу показаны Амизил (1 таблетка — 1 мг или 2 мг), при смешанном варианте СВД — Белласпон (1–3 таблетки в сутки), Рудотель (1 таблетка — 0,01 г), Грандаксин (1 таблетка — 0,05 г). Продолжительность назначений транквилизаторов — не более 4–6 нед, возможно проведение повторных курсов.

Нейролептики показаны детям с ост­рой и хронической тревогой, при двигательном беспокойстве, наличии тиков, ипохондрии, страхов, а также при стойком болевом синдроме. Они снижают реакцию на внешние раздражители, обладают вегетотропным действием, рекомендуются к применению, когда транквилизаторы неэффективны. Чаще всего из этой группы препаратов используется Френолон в дозе 5–15 мг/сут, тиоридазин (Меллерил, Сонапакс) — детям дошкольного возраста в дозе от 10 до 20 мг/сут, школьного — по 20–30 мг/сут, а также Терален в дозе 5–15 мг/сут. Френолон и Сонапакс дают хороший эффект при кардиалгиях. Терален обладает еще и антигистаминным свойством.

READ
УЗИ предстательной железы – подготовка к исследованию органа мужчины

При необходимости нейролептики можно сочетать с анксиолитиками.

Хорошо зарекомендовали себя препараты, улучшающие обменные процессы в ЦНС — нейрометаболические стимуляторы. Они показаны детям с выраженными проявлениями СВД. Нейрометаболические стимуляторы оказывают не только положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, но и стимулируют окислительно-восстановительные процессы, усиливают утилизацию глюкозы, улучшают энергетический потенциал организма, повышают устойчивость ткани мозга к гипоксии, способ­ствуют улучшению памяти, облегчают процесс обучения. С этой целью можно назначить Ноотропил (0,4–0,6 мг/сут), Энцефабол (0,1–0,2 мг/сут), Аминалон (0,5–1 г/сут), Пантогам (0,5–0,75 г/сут), Фенибут (0,5–0,75 г/сут), глицин (0,2–0,3 г/сут). Наряду с этими препаратами используются глутаминовая кислота, Церебролизин по 1 мл внутримышечно (курс лечения — 10–15 инъек­ций). Лечение данными препаратами проводят 2–3 раза в год.

Детям с ваготонической направленностью СВД назначают растительные психостимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы. С этой целью можно воспользоваться кофеином, настойкой женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи, пантокрина. Все эти препараты назначают из расчета по 1–2 капли на 1 год жизни в первой половине дня: 2 раза в день за 30 мин до еды в течение 1–2 мес, чередуя их между собой (с перерывами по 2–3 нед).

При упорных головных болях, внутричерепной гипертензии показаны курсы Диакарба, мочегонных трав. Для улучшения микроциркуляции назначают Трентал, Кавинтон, Винкапан.

В настоящее время в лечении СВД стали использоваться препараты, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины в изолированном виде или в их сочетании: Коэнзим Q10, L-карнитин, Бетакаротин, кальция гипохлорит, кальция лактат, кальция фосфат, Магне В6, Мульти-табс и Мульти-табс с бета-каротином.

Важно учитывать, что при симпатикотонии предпочтение следует отдавать препаратам калия и витамину В1, в то время как при ваготонии — препаратам кальция, фосфора, витаминам В6, С.

Лечение артериальной гипертензии. При артериальной гипертензии показано назначение базисной терапии, включающей сосудистые и ноотропные препараты. С этой целью можно назначить Оксибрал (по 2,5 мл сиропа 3 раза в день), Винпоцетин (1 таблетка — 5 мг), Кавинтон (1 таблетка — 5 мг), Циннаризин (1 таблетка — 25 мг). При неэффективности лечения назначаются гипотензивные препараты. Важным в лечении больных с артериальной гипертензией является индивидуальный подбор препаратов для конкретного человека. При стабильной артериальной гипертензии и гиперкинетическом типе кровообращения (тахикардия, преимущественное повышение систолического артериального давления) показано назначение небольших доз β-блокаторов: атенолол — 0,7 мг/кг 1 раз в день, пропранолол (Обзидан, Индерал) — 0,5 мг/кг 3–4 раза в день. При гипокинетическом типе кровообращения (брадикардия, повышение преимущественно диастолического артериального давления) лечение начинают с назначения мочегонных препаратов (Гипотиазид, Триампур композитум). При отсут­ствии эффекта показано назначение ингибитора ангиотензинпревращающего фермента каптоприла (0,5 мг/кг 3 раза в сутки). В педиатрической практике часто используется пролонгированный препарат эналаприл (0,02 мг/кг 1 раз в день).

Купирование гипертонических кризов. Прежде всего необходимо создать максимально спокойную обстановку. С целью снижения артериального давления у ребенка с СВД можно назначить седативные препараты (Седуксен — 1 таблетка — 5 мг или 1–2 мл в/в), мочегонные средства (Фуросемид, Лазикс), препараты калия (Панангин — 2 таблетки), селективный β-адреноблокатор атенолол из расчета 0,7 мг/кг.

Лечение вегетативных пароксизмов довольно сложно, так как кризы обладают циркадностью и строго индивидуальны. Преобладание активности того или иного отдела вегетативной нервной системы во время криза может быть компенсаторным; подавляя этот отдел, можно усугубить, усилить криз. Важно не столько лечение самого криза, сколько комплексная и длительная терапия в межприступный период.

При симпатоадреналовых пароксизмах у детей используют транквилизаторы, седативные препараты, β-адреноблокаторы. Желательно после купирования криза назначить β-адреноблокатор еще на 4–5 дней, можно в сочетании с седативными лекарственными средствами. Если у пациента симпатоадреналовые кризы повторяются и выявлена связь между их возникновением и психоэмоциональным напряжением, то β-адреноблокатор может назначаться в небольшой дозе более продолжительное время. Необходимо устранить провоцирующий фактор и провести пациенту курс психотерапии. Детям с повторяющимися парасимпатическими кризами целесообразно провести длительный курс лечения (1–2 мес) одним из препаратов красавки. С этой целью можно использовать Белласпон, Беллатаминал и др. Обычно их назначают на ночь (1/2–1 таблетки) в зависимости от возраста. На этом фоне следует продолжать лечение СВД.

Если у ребенка возник вегетативный пароксизм, нужно определить особенности его течения (вагоинсулярный, симпатоадреналовый или смешанный), а затем с учетом этого оказать необходимую помощь (табл. 3).

В заключение следует сказать, что купирование вегетативных кризов у детей, как и лечение СВД, требует индивидуального подхода с подбором соответствующих методов и препаратов. Даже при адекватной терапии СВД необходим контроль эффективности терапии, так как могут наблюдаться парадоксальные реакции, поскольку ваготонии или симпатикотонии в чистом виде у детей практически не бывает. Сменяя один метод лечения другим, можно добиться положительного терапевтического эффекта в большинстве случаев.

Литература
  1. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2 т. М.: Медицина, 1985.
  2. Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение) // Козлова Л. В., Самсыгина Г. А., Царегородцева Л. В. и др.: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2003. 80 с.
  3. Вегетативно-сосудистая дистония у детей (клиника, диагностика, лечение) // Белоконь Н. А., Осокина Г. Г., Леонтьева И. В. и др.: Метод. реком. М., 1987. 24 с.
  4. Беляева Л. М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. Минск: Амалфея, 2000. 208 с.
  5. Кардиология детского возраста: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Белозерова, А. Ф. Виноградова, Н. С. Кисляк и др. Тверь, 1995. 266 с.
  6. Леонтьева И. В. Артериальные гипертензии у детей и подростков // Лекции для врачей. М., 2000. 62 с.
  7. Лекции по педиатрии. Т. 4. Кардиология / под ред. В. Ф. Демина, С. О. Ключникова, Н. П. Котлуковой и др. М., 2004. 412 с.
  8. Маколкин В. И., Абакумов С. А. Сапожникова А. А. Нейроциркуляторная дистония (клиника, диагностика, лечение). Чебоксары: Чувашия, 1995. 250 с.
  9. Мешков А. П. Функциональные (неврогенные) болезни сердца. Н. Новгород: НГМА, 1999. 208 с.
  10. Практическое руководство по детским болезням / под ред. Г. А. Самсыгиной, М. Ю. Щербаковой. Т. 3. 735 с.
  11. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. М., 2003. 43 с.
  12. Шварков С. Б. Современная концепция о вегетативных расстройствах и их классификация // Педиатрия. 2003. № 2. С.108–109.
  13. Царегородцева Л. В. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. № 2. С.103–105.
  14. Царегородцева Л. В. Лечение синдрома вегетативной дистонии // Педиатрия. 2003. № 2. С. 52–56.
  15. Энциклопедия лекарств. М.: ООО «РЛС–2005», 2004. 1440 с.
  16. Human Blood Pressure Determination by Sphyqmomanometry / D. Perloff, C. Grim, J. Flack et al. // Circulation. 1993; 88: 2460–2467.
  17. Update on the 1987 Task Force Report on the high blood pressure in children аnd adolescents, National High Blood Pressure Education Program Working Group on Hypertension Control in Children and Adolescents // Pediatrics. 1996; 98(4, Part 1): 649–658.
READ
Первые симптомы проблем с щитовидной железой, которые не стоит игнорировать

Л. В. Царегородцева, кандидат медицинских наук, доцент
РГМУ, Москва

Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.

Л. С. Чутко 1 , д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина 1 , канд. мед. наук, Е. А. Яковенко 1 , канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина 2 , канд. мед. наук

1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин ® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин ®

Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin

Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.

Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].

В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:

G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.

F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).

Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].

Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].

Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].

READ
Симптомы, причины и признаки проявления ротавируса при беременности на ранних и поздних сроках: его последствия, лечение и профилактика

При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].

У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].

Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.

Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин ® , который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин ® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.

В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин ® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.

Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.

Таблица.

Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином

Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.

READ
Шалфей при климаксе и приливах: как принимать и в каком виде

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].

Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary headaches in childhood – a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна педiатрiя. Роздiл: «Медикосоцiальнi аспекти реабiлiтацii дiтей з хроiчним ураженням нервовоi системи». К., 2001. С. 480-483.
34. Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С. Применение адаптола при синдроме вегетативной дистонии у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 9(2). С. 61-63.
35. Маколкин В.И., Абакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в практике терапевта. М.: Медицина, 1985.

READ
Тромбоз головы: причины и симптомы проблем с сосудами мозга

Вегето-сосудистая дистония у детей (2022-02-02 22:05:02)

image

Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это – функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.

Причины патологии

Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:
– наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
– неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
– патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте;
– гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
– психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.
Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.
Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.
Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.
Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.

Разновидности ВСД

Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:
– ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
– симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
– смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.
Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.
Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.
Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.
Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.

Как проявляется дистония

Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.
К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:
– бессонница;
– беспокойный сон;
– ночной зуд;
– энурез;
– дискомфорт в ногах при засыпании.
При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:
– кишечная колика различной интенсивности;
– запор;
– понос;
– тошнота.

При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.
Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.
Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.
При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:
из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.

У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:
– переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
– холодные кисти рук;
– повышенная потливость или сухость кожи;
– кожа склонна к угревой сыпи;
– худоба при нормальном или повышенном аппетите;
– склонность к полноте;
– у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
– нарушения менструального цикла у девочек;
– патология терморегуляции.
Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.

READ
Эффективные методики восстановления после инсульта и информация о реабилитационных центрах

Методы диагностики

Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:
– анализы крови и мочи;
– ЭКГ;
– УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
– гастродуоденоскопия;
– мониторирование артериального давления;
– кардиоинтервалография;
– клиноортопроба;
– КТ или МРТ головного мозга;
– пиелография;
– сцинтиграфия почек.
Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.

Какое лечение необходимо

Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:
– проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
– психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
– при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
– терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.
Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.

Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.
Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.

О системе контрольно-налоговых мероприятий, о планомерных риско-ориентированных​ ​ подходах контроля малого и среднего бизнеса на законодательном уровне, о методологии института досудебного аудита при ликвидации брошенных компаний-должников, об особенностях информационной политики и многим другим вопросам этой актуальной тематики рассказал в своем интервью заместитель руководителя УФНС по Московской области Леонид Загайнов

Подробнее

Медицинский лекторий

image

Постковидный синдром. Что же делать дальше?

image

«ДомоденТ» — это многопрофильная клиника, которая оказывает все виды стоматологических и лор-услуг для жителей г. Домодедово и Московской области.

image

Промышленный холдинг Evers Group Rus – это компания производитель инновационных и традиционных медицинских изделий, входит в число лидеров отечественного рынка фармпредприятий.

image

Нова Клиник — сеть специализированных центров репродукции и генетики человека в Москве, где проводится полный комплекс диагностических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление бесплодия.

Популярные публикации

image

Врач объяснила, кому противопоказано купаться в проруби в канун Крещения

image

Кинолог рассказал о правилах поведения в случае нападения бродячих собак

image

Травматологи дали советы по правильному катанию на тюбингах

image

Врач назвала очищающий кишечник продукт

image

6 продуктов, которые нужно есть зимой

image

Врач объяснил опасность привычного для россиян завтрака

image

Доктор дала советы, как пережить резкие скачки погоды

image

Назван полезный напиток для снижения давления

image

Ученые назвали оптимальную диету для похудения

image

Эвкалипт от кашля: как применять настойку, ингаляции и леденцы

image

Как жить полноценной жизнью с диабетом 1-го типа: самые важные знания, гаджеты и психологические установки

Вегето-сосудистая дистония у детей

Степанова Ольга Евгеньевна

Вегето-сосудистая дистония у детей представляет собой комплекс функциональных расстройств разных систем, что обусловлено нарушениями в регулировании работы вегетативной нервной системы. При этом частыми проявлениями могут быть невротический, респираторный, кардиальный кризы, нарушение терморегуляции. Лечение проблемы комплексное и включает медикаментозные, психологические меры и физиотерапию.

Вегето-сосудистая дистония у детей является вторичным синдромом, который затрагивает соматические и висцеральные системы. Проблема развивается из-за отклонений в регулировании общего состояния и функционирования организма. Согласно статистическим данным, этот синдром диагностируют у детей в возрасте с 6-8 лет, а также у подростков, особенно девочек.

В педиатрии вегето-сосдистую дистонию не считают отдельным недугом, поэтому обследование будет проводиться в разных направлениях: кардиология, неврология, эндокринология, гастроэнтерология и пр. Из-за вегетативных нарушений могут развиваться язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, гипертензия и другие, но с другой стороны вегетативные нарушения могут усугубляться из-за инфекционных и соматических болезней.

Причины

Причины вегето-сосудистой дистонии у детей, как правило, представляют собой явления наследственного характера и вызваны отклонениями в работе и структуре разных отделов вегетативной нервной системы, причем передающимися по линии матери. Развитию таких синдромов у детей могут поспособствовать различные осложнения во время периода беременности и родов, к примеру, это могут быть сильные токсикозы, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, травмы, полученные во время родов, энцефалопатия. Также могут негативно сказаться затяжные или, наоборот, слишком быстрые роды.

Также особое значение в развитии ВСД у ребенка имеют воздействия, которые травмируют психику, например, его семья может быть слишком конфликтной. Также влияют частые и сильные стрессы, чрезмерная опека, проблемы в школе, чрезмерные нагрузки во время обучения.

READ
Что такое антикоагулянты. Список, названия препаратов, побочные эффекты, классификация

К предрасполагающим факторам, которые способствуют развитию вегето-сосудитой дистонии у детей, относятся заболевания инфекционного, соматического и эндокринного характера, аллергические реакции. Влияют аномальные развития органов, скелета, анемия, травмы головы. Что касается инфекций, то больше всего стоит опасаться нейроинфекций и очаговых. К последним относятся кариес, синусит, фарингит, тонзиллит хронического характера.

Кроме этих факторов риска, также выделяют непосредственно триггеры, которые способны спровоцировать появление вегетативной дисфункции. Ими могут быть неблагоприятные климатические и погодные условия, плохая экология, сидячий образ жизни или, наоборот, чрезмерная изнуряющая физическая активность, а также авитаминоз, нарушенный режим работы и отдыха, неправильное питание, гормональные сбои в период полового созревания. Чаще всего активизируются вегетативные расстройства у детей в период активного роста, когда приходится большая нагрузка на их организм, а нервная система при этом не устойчива.

Классификация

Во время диагностики ВСД у ребенка врачи учитывают ряд критериев, которые помогают определить форму расстройства. В зависимости от этиологии выделяют такие разновидности синдрома:

  • невротическая (психогенная);
  • токсически-инфекционная;
  • дисгормональная;
  • наследственная;
  • смешанная.

По характеру расстройств выделяют:

  • ваготонический;
  • симпатикотонический;
  • смешанный.

В зависимости от распространенности патологических процессов вегето-сосудистая дистония бывать локальной, системной и генерализованной.

Симптоматика

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей очень разнообразны. Специфические признаки не выделены, из-за этого родители часто заблуждаются, когда малыш жалуется на недомогание. Проявления различных симптомов могут восприниматься как характерные признаки болезней разных систем и органов.

Стоит насторожиться, если у ребенка появляются такие симптомы:

  • резко изменяется настроение – тревога, паника, плаксивость, страхи и апатия;
  • снижение активности;
  • проблемы со сном – либо сонливость, либо наоборот бессонница;
  • кожа становится сухой, появляются прыщи из-за того, что нарушается работа потовых и сальных желез;
  • резкие перепады температуры;
  • диарея, тошнота и приступы рвоты, усиление или наоборот уменьшение выделения слюны, снижение аппетита, боли в области живота;
  • одышка, проблемы с дыханием.

Вегето-сосудистая дистония может быть как первичным заболеванием (развивается самостоятельно), так и вторичным (то есть проявляется из-за других болезней). Степень тяжести расстройства зависит от того, сколько проявляется симптомов, и их выраженности.

Вегето-сосудистая дистония может проявляться в виде кардионевроза. Чаще всего она принимает такие формы:

  • гипертоническая. Основной симптом – повышение кровеносного давления;
  • гипотоническая. Артериальное давление снижается;
  • кардиальная. Нарушается ритм работы сердца;
  • смешанная. Все раннее перечисленные симптомы проявляются в разной степени и сочетаниях.

Также ВСД у детей может принимать форму дыхательного невроза. В этом случае появляются проблемы с дыханием: нехватка кислорода, частые вздохи, одышка, паузы при выдохах.

Если ВСД повлияло на пищеварительную систему, то появляются проблемы с перевариванием еды: диспепсические расстройства, икота, боли в животе. При спазмах пищевода возникает боль в груди, которая усиливается глотанием. Часто у детей наблюдается дискинезия желчных протоков с оттоком желчи.

Также есть и другие варианты проявления ВСД в детском возрасте:

  • нарушается терморегуляция. Днем температура повышается, но незначительно, а в ночное время приходит в норму. Также если проверить температуру в разных подмышках, то показатель будет немного отличаться. Ребенок может жаловаться на озноб;
  • проблемы с мочеиспусканием. Опорожнение мочевого пузыря происходит редко, но большими порциями. Ребенок натуживается при этом. Также возможна и совершенно обратная ситуация;
  • невротические симптомы. Это может быть тревога, вялость, истерики, страхи, апатия, депрессия, быстрая утомляемость и даже ипохондрия.

При вегето-сосудистой дистонии могут возникать проблемы со зрением, слухом, подходкой. Часто появляется страх умереть, ощущение безысходности. Спровоцировать криз могут гормональные сбои или сильное перенапряжение (как физическое, так и умственное, эмоциональное). У некоторых это связано с погодой.

Когда следует обратиться к специалисту

Насторожиться стоит при появлении таких симптомов у ребенка:

  • плохой аппетит (особенно если ребенок имеет избыточный вес);
  • гиподинамия;
  • боязнь закрытого помещения;
  • ощущение нехватки кислорода;
  • боли в животе или груди;
  • плохая переносимость холода;
  • тошнота;
  • аллергии;
  • бледность кожи;
  • ощущение кома в горле;
  • изменение походки;
  • усиление выделения пота;
  • частые или, наоборот, редкие позывы к мочеиспусканию;
  • отеки под глазами;
  • запоры или поносы, которые появляются часто;
  • частые изменения в настроении.

Для постановки диагноза необходимо обратиться в первую очередь к педиатру. При необходимости он отправит дополнительно проконсультироваться у невролога, кардиолога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога, гастроэнтеролога. Записаться на прием к этим врачам можно в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), которая находится в центре Москвы.

Диагностирование

Кроме изучения жалоб ребенка, проверяют показатели работы организма, которые можно получить благодаря таким исследованиям:

  • ЭКГ;
  • фармакологическим пробам;
  • ортостатическим пробам;
  • мониторированию;
  • ЭЭГ;
  • РЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • реовазографии.

Во время диагностирования специалист исключает заболевания, которые имеют схожие клинические проявления: инфекционные болезни (в том числе и эндокардит), ревматизм, расстройства психического характера, бронхиальная астма и пр.

Лечение

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей комплексное и системное. Обязательно нужно соблюдать режим дня, заниматься спортом. Врач назначает иглорефлексотерапию, массаж, психотерапию. Полезно закаливание. Препараты назначают в зависимости от степени тяжести и клинических проявлений ВСД. Обычно их используют только в тяжелых случаях. Дополнительно назначают витаминно-минеральные комплексы для укрепления всего организма.

Прогноз

Своевременная диагностика и лечение, профилактика позволяют ослабить или полностью устранить все симптомы, которые характерны для вегето-сосудистой дистонии. Однако в тяжелых случаях проблема может привести к проблеме психологической и физической адаптации ребенка. Из-за этого дети с таким диагнозом находится на диспансерном учете.

Как записаться к педиатру

Чтобы записаться к педиатру в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), можно заполнить специальную онлайн-форму на сайте. Еще один вариант – позвонить по номеру +7(495)995-00-33. Клиника располагается по адресу 2-й Тверской-Ямской, пер. 10 в центральном округе Москвы, в непосредственной близости находятся станции метро Новослободская, Тверская, Чеховская, Белорусская.

Ссылка на основную публикацию