Умения и способности ребенка в 2,5 года – что умеет малыш в 2 года 6 месяцев, а что еще нет

Развитие ребенка в 2 года – 2,5 года

Наблюдательность ребёнка формируется на основе зрительного восприятия и внимания. В этой игре тренируются обе способности, а также развивается умение анализировать детали предметов и их изображений.

  • Старые детские журналы или рекламные буклеты;
  • ножницы;
  • лист бумаги;
  • фломастеры.

Как сделать игрушку:

Вырежьте из журнала или буклета несколько изображений животных, людей или предметов. Приложите каждый из них к листу бумаги и обведите фломастером. Затем уберите вырезанные предметы и закрасьте получившиеся силуэты.

  • Покажите малышу вырезанные картинки, а затем укажите на их «тени» на бумаге.
  • Попросите отыскать для каждого изображения его «тень».
  • Каждый раз, когда ребёнок находит подходящий силуэт, просите его проверять правильность своего выбора, накладывая сверху картинку.

Родителям на заметку

  • Можно усложнить игру, нарисовав по два силуэта к каждому предмету и к одному из них добавив лишние детали.
  • Когда ребёнок научится легко отыскивать закрашенные силуэты предметов, попробуйте поиграть, рисуя лишь их контуры.

Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте большинство детей могут похвастаться 15 и более зубами, мальчики весят 11,8-15 кг при росте 88,5-95,3см, соответствующие показатели для девочек: 11,2-14,5 кг и 87,1-94,2 см.

Ребенок научился бегать и прыгать, он может бросать мяч руками в движении и пинать его перед собой. Также, многие малыши осваивают искусство ходьбы задом наперед или ловко передвигаются на цыпочках. Ребенок может пить из чашки и пользоваться соломинкой. Теперь он с легкостью открывает все двери в комнатах и шкафах. И сознательно выдвигает ящики комода, зная, где лежит нужная ему вещь.

Малыш продолжают активно исследовать мир вокруг, открывая все более интересные вещи как в доме, так и за его пределами. В этом возрасте дети понимают что есть опасные и безопасные для них предметы и ситуации. Они гораздо лучше ориентируются в пространстве, оценивают связи предметов между собой, понимают понятия «здесь» и «там», «дальше» и «ближе», «внутри» и «снаружи». Ребенок может лучше определить размеры предметов, оценить их количество по принципу «больше» или «меньше». Теперь он может нарисовать замкнутый круг и собирать простые паззлы, а также с удовольствием строит из кубиков довольно сложные конструкции и сооружения.

В этом возрасте малыши обычно добавляют в свой активный словарный запас 50 новых слов в месяц и могут связно изъясняться простыми фразами и предложениями. Если раньше разобрать детскую речь могли только близкие, то теперь разговорные навыки ребенка настолько усовершенствовались, что даже незнакомый человек может понять, что говорит малыш. Любопытный ребенок будет постоянно задавать окружающим вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?», усложняя их по мере пополнения словарного запаса.

Малыш становится все более социально активным, начинает с интересом общаться с другими детьми, знакомится на практике с правилами совместных игр.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

В два года дети не скрывают своих эмоций: будь то радость, огорчение, обида, ревность или «крокодиловые слезы» из-за пропущенной прогулки в парке. Не заостряйте внимание малыша на негативных эмоциях, обнимите его, покажите, что вы рядом и дайте время, чтобы он успокоился. У малыша должна быть возможность самому разобраться в своих чувствах, чтобы в будущем он смог лучше управлять своими эмоциями. Иногда надо помочь ребенку понять, почему он испытывает определенные чувства: «Ты так расстроился потому, что мама не взяла тебя не прогулку в парке».

Если игрушки не будут вести себя так, как задумал малыш, это тоже может вызвать приступ раздражения. Ребенок может в сердцах раскидать кубики, которые не желают складываться в замок, или накричать на них. В этом возрасте у детей очень активное воображение, и они не всегда могут провести грань между выдумкой и реальностью. Ребенку трудно смириться с тем, что его «я хочу» не может заставить окружающих поступать определенным, нужным ему образом. Ему пока трудно осознать необходимость контролировать свои импульсы.

Когда дети не могут выразить свои чувства словами, они могут перейти к активным действиям, например, к укусам. Ребенок уже понимает слово «нельзя», поэтому пусть и не с первого раза, поймет, что так поступать не стоит.

Малыш может посочувствовать чужой боли и пожалеть маму, например, если она прищемит пальчик. Проявлять свои эмоции дети учатся, наблюдая за взрослыми: ребенок погладит маму по голове, поцелует ее в заболевшее место – ведь именно так поступает мама, утешая самого малыша.

Играя с игрушками, ребенок также может выражать разные эмоции: погладить или обнять любимую куклу или бросить на пол «провинившегося» мишку.

У малыша нет чувства времени, и иногда ему трудно самостоятельно прервать одно занятие, чтобы перейти к другому. Погрузившегося в игру ребенка будет не просто убедить, что пора обедать или чистить зубы. Если несколько раз до «часа пик» мама напомнит малышу, что скоро обед, ему будет легче смириться с неизбежным.

READ
Яйцо с уксусом от пяточной шпоры: рецепты, ограничения

Поначалу, на игровой площадке ваш малыш может играть самостоятельно, как будто не замечая других детей. Это так называемая «параллельная» игра, когда дети осознают присутствие своих ровесников, но не готовы сразу перейти к активному общению и совместным играм. Постепенно, малыши учатся играть вместе. Изучая реакции друг друга, они осознают, какие действия приводят к плачу и прекращению игры. И, наоборот, на практике приходят к выводу, что играть по очереди «общими» игрушками гораздо интереснее. В этом возрасте у детей появляются первые товарищи и друзья, которых они выделяют и с кем предпочитают играть.

Питание

Обычно, к этому возрасту дети полностью переходят на «взрослое» меню. Но, не забывайте, что пищеварительная система у детей до трех лет еще очень нежная, функции печени, желудка и поджелудочной железы не достигли полной зрелости. Обратите повышенное внимание на качество продуктов для малыша. «Взрослым» консервам не должно быть места на детском столе, так же как сосискам, колбасе и газированным напиткам.

Для того, чтобы составить полноценное меню на каждый день, маме придется постараться, ведь энергичному малышу требуется ежедневно около 1500 ккал.

Молоко – источник огромного количества полезных веществ и витаминов, необходимых для растущего организма. В свежем цельном молоке присутствуют иммунные тела, способные уничтожать вредные для человека бактерии. Молочные продукты должны обязательно присутствовать в ежедневном рационе. Даже если ребенок отказывается пить молоко, наверняка, найдутся молочные блюда, которые придутся ему по вкусу. На молочном супе, к примеру, выросло не одно поколение малышей. А на десерт предложите ребенку вкусный несладкий йогурт со свежими ягодами или творог с кусочками банана. Нежирный творог или кефир можно давать детям каждый день, а вот сливочный сыр и запеканку из жирного творога – не чаще 2-3 раз в неделю.

Хлеб и хлебобулочные изделия – источник клетчатки и ценных пищевых волокон, необходимых для роста малыша. Калории маленькому ребенку не страшны, к тому же, хлеб из пшеничной муки тонкого помола усваивается лучше, поэтому вместе с основным блюдом можно угостить малыша куском белого хлеба. Детям постарше будет полезнее хлеб из муки более грубого помола.

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Регулярно чистить зубы необходимо не только для сохранения здоровья зубов и свежести дыхания, но и чтобы привить малышу необходимые правила личной гигиены. Обязательно посоветуйтесь с врачом, выбирая зубную щетку и специальную зубную пасту. Детям старше 2-х лет хватит количества зубной пасты размером с горошину. Утром и вечером чистите зубы с внешней и внутренней стороны, не забудьте про язык и небо, там тоже скапливаются вредные микробы. Если ребенок еще не умеет полоскать рот – ничего страшного, детские зубные пасты создаются с учетом детской физиологии и их можно «съесть» без вреда для здоровья.

Лучший способ помочь малышу полюбить эту необходимую процедуру – чистить зубы вместе. Встаньте с ребенком перед раковиной (наверняка, в ванной комнате уже стоит детская табуретка-лесенка или специальный стульчик). Возьмите в руки орудия труда, вместе выдавите пасту на щетку и вперед! Лучше всего, если ребенок сможет наблюдать за процессом в зеркале, сравнивая движения взрослого со своими. В конце обязательно проверьте, кто справился с заданием лучше. Скорее всего, у мамы на зубах осталось небольшое пятнышко, которое малыш с удовольствием поможет почистить.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Как можно больше общайтесь со своим малышом. Во время совместных игр и занятий подробно описывайте не только свои действия, но и действия своего маленького партнера: «Посмотри, как катится твой мяч, он попал прямо в ворота, ты забил гол!». Вместе с ребенком осваивайте правила командной игры, например, бросайте мяч по очереди.

Поощряя малыша, используйте как можно более конкретные формулировки. Вместо общей фразы «Какой ты молодец!» скажите: «Какой хороший дом ты построил! Молодец!».

Дети обожают музыку и танцы, дайте им возможность проявить себя. Проигрывайте малышам разные танцевальные мелодии и танцуйте вместе с ними, покажите, что для разных танцевальных мелодий можно использовать разные движения.

«Вопросы и ответы» – одна из самых любимых форм общения малыша со взрослыми, ведь таким образом он не только получает новую информацию, но и общается со взрослыми «на равных». Отвечайте на детские вопросы понятным и простым языкам. Помните, что дети любят не только спрашивать, но и отвечать. Например, можно задавать малышу вопросы, которые заставят его задуматься о положении предметов и живых существ в пространстве: «Где живут птицы? Куда летят самолеты? Куда открывается эта дверь?»

READ
Триакутан мазь – инструкция по применению, цена, обзор и отзывы

Часто дети, которые уверенно могут использовать большое количество слов и научились правильно строить фразы и предложения, начинают говорить очень быстро и проглатывать слова. В таких случаях, на помощь придут короткие стихи и простые скороговорки. Выучите вместе с малышом небольшое стихотворение наизусть и попробуйте проговаривать его то быстрее, то медленнее.

Книжки должны постоянно окружать вашего ребенка. Чтение – это драгоценные минуты общения детей и родителей, а книга – источник новых знаний и радостей. Наверняка у малыша есть любимая книжка с картинками, которую он готов перелистывать постоянно. И сам открывает книгу на нужной странице, чтобы мама или папа продолжили читать интересный рассказ.

В этом возрасте дети по-прежнему спят 10-11 часов ночью, а вот дневной сон может сократиться до 2-2,5 часов*. Но, если малыш постоянно засыпает в транспорте, неохотно просыпается утром и часто бывает капризным и раздражительным, скорее всего, он недосыпает.

В этом возрасте дети часто спят уже во «взрослой» кроватке, из которой могут выбраться самостоятельно. Поэтому ночных визитов от беспокойного малыша родителям не избежать. Детям иногда снятся плохие сны. У них живое воображение, и в «придуманном» мире могут жить и чудовища, и привидения. Приласкайте нежданного гостя, отведите в детскую и уложите спать. Подождите, пока малыш успокоится, пожелайте ему сладких снов и постарайтесь уйти, пока он не заснул окончательно. Так ребенку будет проще заснуть самостоятельно, если он еще раз проснется ночью.

Постарайтесь придерживаться единого режима и в будни, и в выходные. Если малыш отказывается спать днем, можно пойти на хитрость: скажите, что настало время для отдыха, и нужно просто полежать в кроватке и отдохнуть, а «спать» совсем необязательно.

Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Игровые площадки – отличное место для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики (игры в песочнице) и крупной моторики (всевозможные горки и лесенки). Обязательно убедитесь, что ваша детская площадка безопасна. Не должно быть никаких острых углов, незакрепленных поверхностей. Деревянные детали должны быть гладкими и не оставлять заноз. Защитные решетки должны быть рассчитаны на детей вашего возраста, чтобы ребенок не мог пролезть сквозь прутья.

На прогулке учите вместе элементарные правила дорожного движения: что такое пешеходный переход, что означают разные сигналы светофора.

Риск обезвоживания – достаточно серьезная проблема и летом, и весной. Всегда носите с собой бутылочку с питьевой водой. В теплую погоду активному ребенку необходимо пить каждый час.

Что должен уметь ребёнок в 2 года и 6 месяцев

Что должен уметь ребёнок в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 –16,9 кг, а рост – 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост – 83,5 –97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

READ
Что это такое ПМС: симптомы и признаки у девушек, расшифровка, отличие от беременности

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании. Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания, мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета, отличать понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев

По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
  • есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
  • раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
  • просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
  • умываться, мыть руки и вытираться;
  • отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
  • называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
  • различать основные цвета;
  • знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
  • держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
  • играть в сюжетные игры;
  • строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
  • сочувствовать, сопереживать окружающим;
  • играть рядом или вместе с другими детьми;
  • знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.
READ
Смесь от запоров для новорождённых: как выбрать правильную

Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев

Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.

Поэтому родители маленьких мальчиков должны демонстрировать своим сыновьям радость и гордость от их достижений, а также проявлять больше доверия и давать карапузам максимум самостоятельности, конечно, при этом, не забывая об их безопасности. А вот маленьким девочкам важно чувствовать постоянную любовь и заботу о себе взрослых, причем вне зависимости от их успехов и достижений.

Что должен знать и уметь малыш в 2,5 года: особенности развития ребенка по месяцам до трех лет

Заметно повзрослевший малыш в возрасте 2,5 года отличается повышением желания к самостоятельности, его характерные особенности все более проявляются, а внутренние переживания становятся глубже. Кроха находится на одном из переломных этапов в своей жизни. В это время непросто приходится не только малышу, но и его родителям. Мамы замечают, что дети становятся более капризными, излишне эмоциональными и требовательными. Взрослые должны вооружиться терпением и мудростью, чтобы выстоять в этой непростой борьбе.

Ребенок 2,5 года

Приближаясь к рубежу трех лет, ребенок может становиться более капризным, и сладить с ним все труднее

Физические параметры

Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.

Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:

Параметры детей до 3 лет
Месяцы Мальчики Девочки
Вес (г) Рост (см) Вес (г) Рост (см)
30 13480 91,8 12980 90,7
31 13620 92,6 13110 91,4
32 13770 93,2 13260 92,1
33 13900 93,8 13400 92,9
34 14030 94,4 13570 93,6
35 14180 95 13710 94,2
36 14300 95,7 13850 94,8

Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.

Чему малыш научился?

2 года 6 месяцев

В этом возрасте маме нужно научиться оставлять своего любимого малыша наедине со сверстниками. Это отличная возможность для установления общения между детьми, так они будут учиться взаимодействовать, а значит им потом будет легче в детском саду, в школе и вообще в жизни.

На первый план выходят групповые игры, но в то же время ребенок может неохотно расставаться со своими игрушками или “с боем” возвращать то, что взял поиграть. Всегда приходите на помощь, подсказывая, как правильно попросить или отдать, когда пора вернуть чужую вещь. Учите кроху обходиться без конфликтов.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев не стоит на месте, напротив – оно движется вперед семимильными шагами (подробнее в статье: развитие ребёнка в 2 года). Еще так недавно кроха осваивал технику бега, теперь он уже с легкостью прыгает и умеет стоять на одной ножке.

Ребенок в этом возрасте:

  • может назвать имена самых близких друзей, своих сестер и братьев;
  • активно реализует свои творческие возможности: начинает рисовать на абсолютно любой поверхности, нередко обои выступают в качестве самого главного и любимого холста.

2 года 7 месяцев

Карапуз теперь любит поговорить, а значит время вашего монолога миновало. Ему нравится общаться и он начинает задавать множество вопросов. Для расширения словарного запаса взрослые должны читать двухлетке много разных книг. Когда ребенок сам не задает вопросы, пробуйте расшевелить его фантазию сами: рассказывайте истории и задавайте наводящие вопросы.

Кроха в возрасте 2 лет и 7 месяцев начинает проявлять фантазию, иногда мамы могут насторожиться появлением у любимого чада вранья. Нужно постараться деликатно объяснить малышу разницу между фантазиями и ложью, ведь маме и папе очень важно слышать от сына или дочки только правду.

READ
Нефропатия: симптомы и лечение диабетической нефропатии, дисметаболической, токсической

В возрасте 2 года 7 месяцев ребенок уже умеет:

  • называть свое имя при знакомстве;
  • сочинять фантастические истории;
  • самостоятельно одевать штанишки и носочки;
  • спрашивать о самых разных вещах;
  • задаваться вопросом, откуда появляются дети (это будет особенно актуальным, если в семье ожидается или уже свершилось пополнение).

2 года 8 месяцев

Детское воображение работает уже на полную мощность. В арсенале малыша в 2 года 8 месяцев все больше информации об окружающем мире и большой словарный запас. Кроха уже может интуитивно почувствовать ответ на свой вопрос, ведь он уже вполне понимает границы разрешаемого.

Мама с ребенком

Ребенок начинает чувствовать границы дозволенного, а также учится взаимодействовать с родителями более тонко

Постарайтесь всегда соблюдать режим дня. Это поможет крохе чувствовать себя увереннее и комфортнее. Любые перемены и неожиданности могут спровоцировать всплеск негатива. Многие дети в возрасте 2 года 8 месяцев любят петь. Воспользуйтесь этим любимым занятием и разучите песенки про алфавит, цифры или начните изучать с помощью песен английский язык.

Малыш к этому периоду обычно:

  • составляет длинные предложения из 4 и более слов;
  • активно использует в речи прилагательные;
  • научился рисовать кроме линий крестики, а значит он встал на путь готовности к обучению письму.

2 года 9 месяцев

Ребенок понимает и реагирует на различные эмоции окружающих людей. Произошедшая с мамой перемена непременно заинтересует карапуза и он осведомится, что стало причиной этому. Благодаря поучительному примеру со стороны взрослых, ребенок учится контролировать и свои эмоции.

Нередко у малыша в 2 года и 9 месяцев появляется некий воображаемый друг, что будет являться абсолютно нормальной ситуацией. Порождают этого друга фантазии и желание иметь партнера для игр. Очень часто воображаемый товарищ останется с малышом почти до школы.

Ребенок играет

Фантазия ребенка развивается – теперь он может играть сам, придумывать сюжетные истории

Ребенок в 2 года 9 месяцев старается:

  • разговаривать с незнакомыми людьми при помощи простых диалогов;
  • научиться рисовать человечка;
  • понять, что умение поделиться своей игрушкой – проявление дружбы;
  • научиться чинить свои сломанные игрушки.

2 года 10 месяцев

Ребенок проявляет все большую самостоятельность. Теперь для малыша в 2 года 10 месяцев уже привычное дело увлечься играми или мультиками на несколько часов.

Присущая этому возрасту любознательность переключается теперь на собственное тело. Ребенок после 2-летнего возраста начинает активно интересоваться различиями между мальчиками и девочками, для чего изучает и трогает свои половые органы. Это абсолютно нормально.

Ребенок в 2 года и 10 месяцев уже освоил:

  • процесс четкого разговора;
  • принцип сохранения сухих штанишек не только днем, но и ночью;
  • демонстрацию самых разных эмоций;
  • рисование автопортрета.

2 года 11 месяцев

Кроха в 2 года 11 месяцев ведет разговор длинными предложениями, его речь становится все более четкой, а общее поведение приближается к взрослому. Все малыши в 10-11 месяцев третьего года обожают играть в подвижные игры.

Малыш в 2 года и 11-месячном возрасте научился:

  • объяснять, как можно использовать два предмета вместе;
  • в периоды радости и счастья бегать, прыгать (во время игр);
  • концентрироваться на определенной игре продолжительное время;
  • ездить на трехколесном велосипеде;
  • одевать всю одежду самостоятельно.

Общее и интеллектуальное развитие

Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:

  • кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника;
  • одевают несложные вещи и обувь без застежек;
  • моют руки, лицо и чистят зубы;
  • осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых;
  • играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.
  • может собрать пирамидку из 5-9 колец;
  • из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»;
  • различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие);
  • методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме;
  • умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше;
  • из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота);
  • умеет собирать несложные пазлы;
  • хорошо работает память;
  • правильно держит карандаш во время рисования.

Развитие в социальном и эмоциональном плане

Ребенок воспринимает себя все более осознанно как отдельную личность. Уже не говорит про себя: «Саше больно», но скажет: «Мне больно». Местоимение «я» теперь звучит в его речи все чаще. Малыш начинает выражать свои чувства и эмоции: «Я устал», «Мне страшно».

Кроха все чаще увлекается каким-либо процессом, отвлекать от которого его не стоит. Он может с большим интересом играть или смотреть мультик, при этом заставить карапуза играть в неинтересную с детской точки зрения игру вы никогда не сможете.

Детское поведение становится все более эмоциональным. Он искренне расстраивается, когда у него что-то не получается и очень радуется, когда сумел сделать какое-то дело. При неудачах кроха расстраивается больше всего, также его весьма огорчает отсутствие ожидаемой похвалы. Начинает разбираться в людях, чувствовать их, понимать. При встрече всегда дает оценку человеку, является он хорошим или плохим. Ищет более «слабого» взрослого и пытается им манипулировать. Двухлетка чувствует и понимает, с кем в семье лучше не спорить, а с кем можно и покапризничать.

READ
ТТГ, Т4 и АТПО - расшифровка показателей для женщины в 45 лет

Ребенок капризничает

При помощи капризов и истерик малыш может начать манипулировать родителями

В своем психическом развитии ребенок входит в фазу потребности в самоутверждении. Во всем и везде старается быть первым, о чем непременно будет рассказывать: «Я самый сильный», «Мой папа самый смелый». Приближаясь к возрасту трех лет, кроха начинает оценивать не только чужие поступки, но и свои. На все свои действия он начинает смотреть критично и осознает, когда он сделал кому-то плохо. Критике подвергаются не только свои, но и чужие промахи. Приближается кризис трех лет.

Речевое развитие

Подчеркнем еще раз важность окончания периода, когда малыш говорил о себе в третьем лице. Теперь на арене только «Я». Вместо «Ваня хочет спать» вы услышите: «Я хочу спать».

  • сложные предложения, состоящие из 3 и более слов;
  • задает много вопросов, начинающихся со слов «почему», «как», «где», «что»;
  • умеет отвечать на простые вопросы;
  • знаком с названиями частей тела, предметов быта и некоторых животных;
  • при внимательном слушании хорошо понимает прочитанную сказку и может ответить на вопросы по ней;
  • пополняет словарный запас.

Речевые фразы становятся все более взрослыми. Пропадают детские неправильные слова, на их смену приходят уже полноценные, взрослые.

Ребенок в этом возрасте способен на полноценный диалог. Хорошо отвечает на вопрос: «Как твое имя?» и может ответить на подобные несложные вопросы. Малыш знает имена дедушек, бабушек, папы и мамы, а также некоторых знакомых детей. Во время совместных игр с детьми вступает с ними в диалог, учится у них, подражает.

Малоговорящий ребенок или совершенный молчун должен в этом возрасте насторожить родителей. Следует сходить для консультации к неврологу или логопеду. Не стоит пускать проблему на самотек, мол, сам заговорит. Задержка речевого развития может повлиять на более сложное овладение речью в целом и способность к правописанию. Не упускайте возможности развивать детский речевой аппарат, обратившись к специалистам, ведь если кроха не разговаривает сейчас, это может быть опасно для его будущего.

Мама с ребенком

Ребенок постепенно становится интересным собеседником, ведь он может вести осмысленный диалог

Дневной распорядок

Распорядок дня ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев уже устоявшийся. Общее время сна составляет около 12-12,5 часов, куда также входит двухчасовой дневной сон. Кроха уже подрос, но это не значит, что пора отменять дневной перерыв для отдыха и восстановления сил. Детская нервная система сильно возбуждается, если не получает некоторого перерыва более 6 часов подряд. Большинство педиатров придерживаются мнения, что дневной сон следует сохранять до возраста 5-6 лет. Подъем утром желательно осуществлять в промежутке между 7 и 8 часами, а укладывание на ночь – в 9 часов (в 21:00).

Рацион

Ребенок в 2,5 года ест 4 раза в день. Перерывы между приемами пищи – около 4 часов. Малыш очень активен, много бегает, прыгает, играет, отчего обмен веществ в организме происходит очень быстро. Это говорит о том, что детский организм нуждается в восполнении энергозатрат. Для полноценного развития в сутки малышу требуется 50 грамм белков, 50 грамм жира и 210 грамм углеводов. Общая калорийность пищи в сутки составляет примерно 1500 ккал.

Не забывайте о важности включения в рацион питания белков животного происхождения, их должно быть около 70% от общего числа. Получить такие белки можно из рыбы, мяса, печени, молочных продуктов и яиц.

Сохраняйте 10% составляющую растительных жиров. Помните о том, что растительное и сливочное масла должны подаваться в сыром виде без термообработки.

Кисломолочные и молочные продукты занимают большую нишу в детском меню. Их объем в сутки составляет 500-600 мл. В числе прочих непременно включайте в рацион питания сыры, кефир и творог. В дополнение к обеденному супу предлагайте немного хлеба. Его присутствие в ежедневном меню также важно, объем должен составлять около 60-90 г в день.

Молочные и кисломолочные продукты

Молочные и кисломолочные продукты на детском столе обязательно должны присутствовать

Разнообразьте утренние каши использованием различных злаков. Для приготовления выбирайте рис, гречку, овсянку и манку. Макароны также будут вполне уместны в рационе малыша двух с половиной лет.

Сахар в детском рационе нужен, но количество его строго ограничено. Потреблять в день можно не более 60 грамм.

Овощи и фрукты можно предлагать практически в неограниченном количестве. Минимальный объем – 300 г, а максимальный – 500 г. Разнообразие здесь весьма большое, а потому накормить кроху витаминами будет проще.

Следует помнить, что правильное распределение пищи в течение дня имеет очень важное значение. На первую половину дня лучше отвести блюда, богатые белком и жирами, потому что они способны нарушить спокойный сон малыша, приведя в возбуждение нервную систему. Белковая и жирная пища крайне плохо усваивается в ночное время. Во второй половине дня отдайте предпочтение овощным блюдам, а также кашам и молочным продуктам.

READ
Синусит и гайморит: в чем разница и чем отличаются заболевания

Не забывайте о важности употребления достаточного количества воды. В этом возрасте ее требуется около 1,5 литров в сутки.

Игры и игрушки

Специалисты в области педагогики и психологии называют лучшими играми в этом возрасте:

  • звуковые головоломки (озвученные);
  • кукольный театр (пальчиковый);
  • шнуровки;
  • объемные пазлы;
  • конструктор из блоков.

Вызвать у малютки интерес к игрушке следует своим примером, показав, как с ней можно взаимодействовать. Всегда старайтесь включаться в процесс детских игр.

Подвижные и активные игры сейчас очень уместны. Применяйте игры, в которых бы использовались разные движения: прыжки, лазание, бег, ходьба, бросание и т.д.:

  • «Прятки».
  • «Жмурки».
  • «Солнечный зайчик». Крохе дается задание поймать «зайчика». Когда он на полу, кроха должен встать на него, когда на стене – накрыть ладошкой.
  • «По кочкам». Разложить бумажные листы по комнате и предложить перебраться через болото по кочкам.
  • «Меткий стрелок». На расстоянии двух метров ставится ведро. Ребенку дается мячик, который нужно закинуть в ведерко. Освоив это расстояние, ведро отодвигают чуть дальше.

Не спешите, всегда начинайте с простого. Освоив элементарный уровень, переходите к простому, затем к среднему и так далее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

развитие детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост – на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время – до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты – как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие – только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

READ
Пантогам инструкция по применению таблеток и сиропа, цена

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй – после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен – малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом – окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе – важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна – просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся – и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой – спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

READ
Чистотела трава – инструкция по применению, лечебные свойства, противопоказания

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».

Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:
  1. Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  2. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  3. Складывать пазлы из 2-4 частей.
  4. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  5. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
  6. Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  7. Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  8. Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

  1. «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

  1. «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
  1. Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  2. Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
  3. Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  4. Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  5. Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  6. Понимать слова «сверху», «снизу».

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

  1. «Игра со счетными палочками»

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:
  1. Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
  2. Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
  3. Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
  4. Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
  5. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
  6. Запоминать несложные стишки.
  7. Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  8. Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  1. «Олины помощники»

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).

  1. «Что за предмет?»

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

  1. «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли иили кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
  2. «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич Мария Юрьевна

Ссылка на основную публикацию